Каталог рецензий

 - Лауреат конкурса, первое место

 - Лауреат конкурса, второе место

 - Лауреат конкурса, третье место

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 78 ()
Cведения об авторе:
Фамилия, Имя, Отчество (полностью)  Тимкин Сергей Леонидович
Место работы и должность Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, директор института
Сведения о рецензируемой работе:
Название рецензируемого ООК Teaching with Moodle
Платформа, на которой расположен ООК Другая
Организация – создатель ООК Не найдено (сообщество Moodle?)


Введение:

Открытый онлайн курс «Teaching with Moodle» (Учим с Moodle) это бесплатный курс, предназначенный для тех, кто хочет использовать платформу обучения Moodle для обучения, будь то в школе, в университете, компании или просто в личных интересах (так объявлено на сайте). Курс в открытом режиме запускается два раза в год и длится месяц (четыре недели). Не помню, откуда я получил информацию о нем, но курс сразу заинтересовал меня, так как я сам уже давно веду курсы повышения квалификации (ПК) для преподавателей под разными названиями, в которых значительную часть составляет обучение LMS Moodle. Последняя моя программа ПК «Работа преподавателя в личном кабинете Moodle» также выполнена в формате, близком МООК (видео, автоматизация обучения без участия преподавателя). Поэтому мне было интересно сравнить свой курс с признанным как по содержанию так и по форме международным курсом, подсмотреть полезные приемы для модернизации своего.  

Кроме того, курс был посвящен версии Moodle 3.2, которая очень меня интересует и за которой будущее LMS Moodle (хотя сейчас наши сервера базируются на версии 3.1). Ряд новых возможностей Moodle нами не используется: было бы очень интересно узнать больше информации о них.

Основным моим опасением было плохое знание английского, прежде всего устного/разговорного. Я боялся, что не смогу усваивать информацию из видео. Однако новые технологии - субтитры и перевод на любой язык, а также замедление проигрывания роликов (все они были залиты на youtube), позволили преодолеть большинство таких препятствий. За меня было то, что я не новичок в содержании курса и большую часть терминологии твердо знал.        

Преподавателями были: Mary Cooch и Helen Foster, я не знал их ранее. Было вводное видео от них, было вводное видео об особенностях построения учебного процесса и требованиях к завершению курса. Эта информация была достаточно понятна и многократно «разжевана», что очень помогло для получения сертификата. Материал курса разбит на 4 недели-темы. Элементы учебного плана (скорее учебно-тематического) были представлены во введении, но полностью новая тема открывалась строго по расписанию:

  • Первая неделя (2 - 8 января) "Начало работы"
  • Вторая неделя (9 - 15 января) "Как помочь учиться"
  • Неделя третья (16 - 22 января) "Создание учебного класса"
  • Неделя четвертая (23 - 29 января) "Узнаем продвинутые возможности"

Таким образом обучение длится 4 недели, а трудозатраты слушателя предполагаются в объеме от 3 до 4 часов в неделю.

Были также сразу оговорены ключевые даты, неисполнение которых не позволит получить сертификат. Водная часть курса состояла их форума вопросов/ответов, описания курса в целом (учебно-тематического плана), «важных дат» (графика выполнения важнейших заданий), FAQ (ЧАВО). А также короткого опроса на предмет возможности использования моих данных обучения (анонимно) для дальнейшей обработки статистическими методами. По результатам этого опроса все участники поделились на две, как понимаю, неравные группы.  

Одним словом, 30 декабря 2016 г. я зарегистрировался на сайте  https://learn.moodle.net/, а со 2 января 2017 г. началось обучение, начали приходить сообщения с форумов, приглашения к участию в мероприятиях и т.п. Всего участников к концу первой недели было 2348 из них 28 человек из России. Поставленные условия были таковы, что некоторые задания нельзя было выполнить «задним числом», поэтому я был вынужден заниматься достаточно регулярно, хотя и не каждый день. Обычно в конце недели, старался завершить все задания темы. Кроме того, я старался фиксировать, частично копировать предлагаемые мне материалы, выполняемые задания (фактически вел дневник). В конце курса организаторы любезно разрешили скачать все видео, а также дали еще месяц доступа к материалам курса без возможности что-либо менять.


Констатирующая часть:

О научности содержания курса Teaching with Moodle говорить не приходится: это практико-ориентированный курс. Хотя всякий, кто интересовался Moodle, знает, что в основе многих его инструментов и приемов лежит серьезная педагогическая теория: социальный конструкционизм. Как уже говорилось, курс был посвящен возможностям Moodle 3.2, последней версии, следовательно, содержание курса обладает новизной и актуальностью.

О видео:

В каждой из 4-х частей-тем видеофрагменты (3-5 минут) были выложены в формате «книга» (инструмент Moodle), сопровождались текстовым описанием (краткое резюме, ссылки на доп. материалы) и представляли собой простейшие «скрин-экраны» с закадровым голосом преподавателя и стрелкой-лапкой. На мой взгляд, это было оправдано, поскольку большинство тем – это по сути инструкции по пользованию ПО Moodle в формате его веб-интерфейса. Таким образом, для подобных целей видео может быть сделано очень просто и незатратно, без использования дорогой аппаратуры, серьезного монтажа и т.п. Впрочем, полноценно оценить видео не берусь: см. комментарий о языке выше.       

В каждой из частей было 1-2 «книги» с видео (кроме 4-й части, без видео), в каждой «книге» от 2 до 11 фрагментов.

Помимо видео в каждой части была текстовая информация («инструкции и задачи» и др.), представленная возможностями инструмента Moodle «веб-страница».

О заданиях:

Поскольку одной из главных задач курса было знакомство и освоение слушателями инструментов Moodle, то по возможности представление учебной информации разнообразилось по форме с их помощью, а в представляемых заданиях ставилась цель их освоения. То есть содержание и форма обучения во многом совпадали. Это было одной из особенностей данного курса.

Количество практических и контрольных заданий на каждой неделе было разным, но в целом достаточным, чтобы освоить базовые инструменты и приемы обучения в Moodle. Например: представиться в форуме, сделать запись в «базе данных», внести термин и его определение в «глоссарий», ответить на вопросы анкеты, редактировать страницу Wiki.  Ряд сквозных задач был более сложным. Это:

  • Создание собственного курса из своих материалов, пользуясь инструментарием Moodle 3.2
  • Участие в семинаре. Это наиболее сложный инструмент организации учебного процесса в Moodle, реализация которого связана с взаимным оцениванием и самооцениванием

По каждой теме необходимо было пройти тест. Давалось 3 попытки, выбиралась лучшая. Тест включал 10 вопросов.

Кроме того, в условие получение сертификата входило ознакомление практически с каждым элементом курса, в том числе неоцениваемым. Выполнение этих условий предлагалось обозначить самостоятельно (есть в Moodle такая опция). Оцениваемые элементы и элементы с обратной связью зачитывались информационной системой при выполнении заданных условий-критериев.

В целом задания были несложными, тестирования тоже. Я легко проходил каждый из тестов практически без подготовки, ошибки за исключением 3-4 возникали из-за дефектов перевода. Однако при оценке легкости вопросов надо учесть, что я пользуюсь Moodle  уже около 10 лет. Тем не менее, охват теоретического материала практическими заданиями считаю достаточным: соотношения между теоретическими и практическими материалами и занятиями близко к оптимальному. Слушатели получали весь материал в теоретической и практической формах,  необходимый для получения достаточных знаний, умений, компетенций, чтобы начать работать в Moodle и представлять большинство его возможностей.  

Об обратной связи:

Каждая тема-неделя сопровождалась дополнительными мероприятиями:  форум вопросов-ответов по тематике, чат, живой вебинар в конце недели (запись сохранялась).   То есть имелась обратная связь с тьюторами, соучащимися, реальная возможность получения от них помощи. В этом смысле курс был мало похож на типовой МООК, в которых вебинары, как правило, не предусмотрены.  

Учебный материал, включая видео, задания, контрольные тестирования и развернутые практические работы вполне отвечают требованиям связности и логичности. Можно выделить два пути структурирования материала: первая – последовательное знакомство с инструментами Moodle от менее к более сложным по линии гиперссылка – семинар; и вторая линия – организация учебного процесса: от создания и настройки курса к его наполнению, запуску учебного процесса, оценивания результатов и, наконец, элементам администрирования, компетенциям, условиям ограничения доступа и автоматизации учебного процесса. 

Название, содержание и организация учебного процесса по курсу соответствует типовой программе повышения квалификации для преподавателя. Трудоемкость для слабоподготовленного слушателя, на мой взгляд, должна быть явно выше 12-16 заявленных часов (примерно вдвое). А при повышении требовательности к выполнению задания «создай свой пробный курс» еще выше.


Аналитическая часть:

В целом анализ содержания и организации курса проведен в констатирующей части. Серьезных, да и несерьезных  ошибок в контенте курса мною не обнаружено, что вполне объяснимо:

  • Во-первых, языковыми проблемами (моими проблемами);
  • Во-вторых, тем, что курс был апробирован не менее 6 раз до нынешней сессии (пусть и на примерах ранних версий Moodle);
  • В-третьих, количеством слушателей на каждой сессии (тысячи). 

Отметил бы определенную архаику в оформлении курса. Для сайта и курса могла бы быть выбрана более современная дизайн-тема из существующих в наборах Moodle-библиотек. Курс как открытый онлайн курс можно сделать в дизайне более близком к типовому дизайну МООК (EDXCoursera). Так для типового МООК более характерен горизонтальный «учебный квест» (горизонтальная навигация по учебным материалам), а для Moodle вертикальный.



Заключение:

Безусловно, обучение на курсе Teaching with Moodle было для меня, как преподавателя аналогичного предмета-курса для русскоязычных слушателей чрезвычайно полезно: с одной стороны я обнаружил достаточно много похожих подходов в этом авторитетном международном курсе и своем, с другой – нашел много разделов, которые изложены здесь более ясно, просто и наглядно. Особенно понравились тестовые задания. Я считал, что тестирования для слушателей-профессионалов не очень подходят, что это чересчур «школярский» элемент. Данный курс убедил меня в обратном: по этому контенту можно составить интересные, разнообразные тестовые задания, имеющие достаточный индекс дискриминации. Полученная информация будет использована мною при модернизации своего курса «Работа преподавателя в личном кабинете Moodle».

Сертификат по этому курсу может быть перезачтен в ИНОО ОмГУ и служить основанием выдачи удостоверения о повышении квалификации по курсу «Работа преподавателя в личном кабинете Moodle» (48 часов) при дополнительных условиях:

  • защищенная слушателем выпускная работа в виде собственного курса в Moodle   (или развернутой его части);
  • дополнительный модуль в объеме 4-х часов по теме «формирование личного кабинета в Moodle.

Однако для этого необходимо внести определенные изменения в локальные нормативные акты ОмГУ, касающиеся реализации программ ДПО и программ с применением ЭО, ДОТ. Эти изменения мы планируем подготовить и внести в ближайшие полгода.

 

Скан сертификата:

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 78 ()