Каталог проектов

 - Лауреат конкурса, первое место

 - Лауреат конкурса, второе место

- Лауреат конкурса, третье место

Страница: () 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 19 ()
Cведения об авторе:
Фамилия, Имя, Отчество (полностью)   Аверьянова Яна Олеговна
Место работы и должность  Лаборант кафедры немецкого языка. ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
Сведения о рецензируемой работе:
Название проекта Организация дистанционного обучения студентов экономических направлений подготовки иностранному языку с применением технологии учебной фирмы


Введение:

В современных условиях глобализации общества и экономики успешное развитие деловых отношений зачастую подразумевает взаимодействие различных культур. Вести межкультурный диалог с зарубежным партнером способен только профессионал, владеющий иностранным языком и культурой. Вместе с тем на сегодняшний день существует противоречие между недостатком профессионализации подготовки по иностранному языку в вузе, приводящему к снижению учебной мотивации студентов, и востребованностью такого рода подготовки обществом и рынком труда.

Данное противоречие легло в основу исследования, проведенного на базе Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) в 2015-2016 годах, включавшего опытно-экспериментальную работу (ОЭР), в которой приняли участие студенты, обучавшиеся на первом, втором и пятом курсах экономических направлений подготовки ФГБОУ ВО ОмГПУ, ЧОУ ВО ОмЮА и ФГБОУ ВО ОмГУ.



Содержательная часть:

Способности осуществлять иноязычное общение в различных видах речевой деятельности, детерминированные профессиональной ситуацией и социокультурной спецификой, мы определяем как иноязычные профессиональные коммуникативные умения (ИПКУ), которые подразумевают способность оперировать лексическими и грамматическими средствами и выстраивать свое вербальное и невербальное коммуникативное поведение в зависимости от различных компонентов ситуации делового общения.

Исходя из общей классификации речевых умений, предложенной Е.И. Пассовым, данный вид умений в обобщенном виде представляет собой:

· в чтении: умение осуществлять информационный поиск, понимать содержание текстов в определенной отрасли знаний;

· в письме: умение составлять документацию, соответствующую профессиональной области

· в говорении: способность осуществлять устную деловую коммуникацию в своей профессиональной области в любой форме как непосредственного, так и опосредованного общения;

· в аудировании: способность понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной коммуникации

Поскольку умение не способно развиться вне практического опыта, одной из задач профессионально-ориентированной подготовки учащихся по иностранному языку в высшей школе является обеспечение постоянной практики в иноязычном общении, максимально приближенном к условиям реальной межкультурной коммуникации в выбранной профессиональной области. В этой связи в качестве средства подготовки студентов к межкультурному профессиональному взаимодействию рассматривалась технология учебной фирмы (УФ) - активная практико-ориентированная форма обучения, предполагающая самостоятельное овладение студентами знаниями, навыками и умениями за счет применения иностранного языка в процессе коммуникации в профессиональной деятельности. По сути УФ представляет собой симуляцию работы настоящей фирмы в реальности, с ее основными правовыми, экономическими и социальными аспектами, исключая оперирование реальными денежными средствами.

Применение данной технологии на занятиях по иностранному языку позволяет:

· выйти за рамки игровой деятельности и преодолеть абстрактный характер обучения за счет включения в иноязычную коммуникацию максимально приближенную к естественной;

· повысить уровень учебной мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет профессионализации содержания обучения и личной ответственности за финансовый результат фирмы;

· развить коммуникативные умения студентов в единстве языковой и социокультурной составляющей за счет практического применения иностранного языка в профессиональной деятельности.

Работа УФ предполагает реализацию в каждой профессиональной ситуации этапов цикла полного рабочего действия (информирование, планирование, принятие решения, исполнение и оценка результата). Вместе с тем, при обучении иностранному языку на различных этапах цикла реализуются методики обучения видам речевой деятельности: говорению, аудированию, письму и чтению.

Реализация формирующего этапа ОЭР происходила в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года. В этот период студенты были включены работу и взаимодействие УФ, которая осуществлялась в рамках виртуального рынка, созданного в виде онлайн курса «Practice Firms Network» на портале ОмГПУ «Школа» на платформе системы дистанционного обучения (СДО) MOODLE (рисунок 1).


Рисунок 1 Стартовая страница электронного курса “Practice Firms Network

СДО представляет собой систему управления виртуальными образовательными средами, предлагающую разнообразные способы представления учебного материала и информации пояснительного характера, приобретения и контроля знаний навыков и умений и, что наиболее важно при реализации технологии УФ в рамках обучения иностранному языку, организации интерактивной коммуникативной деятельности студентов.

Работа в данном программном комплексе позволила структурировать курс по принципу блочно-модульного построения. Блок-схема курса, включающая календарный план работы, представлена на рисунке 2.



 

Рисунок 2 Блок-схема курса “Practice Firms Network

Блоки Star-up Documents, Giving a Presentation, Writing E-mails, Negotiating, Staff Meeting включали справочные и учебные материалы об основных видах делового общения, к которым участники исследования могли обратиться в случае возникновения затруднений. Материал этих блоков выступал в качестве содержания дистанционного обучения английскому языку в рамках курсов по выбору. Вместе с тем блок «Tasks for practice firms» содержал общие для всех УФ профессиональные задачи, а блок «Practice Market» представлял собой пространство для сотрудничества и иноязычного взаимодействия УФ.

Теоретическая информация была представлена с помощью ресурса «Лекция». Благодаря составной структуре, данный ресурс позволяет предъявлять материал в удобной для восприятия форме. К примеру, для блока «Star-up Documents» была разработана лекция, посвященная функциям различных должностей, которая имела разветвленную структуру, позволяющую студенту как переключиться именно к занимаемой им или желаемой должности, так и изучить их все в любой последовательности (Рисунок 3). Выбор ресурса был обусловлен также возможностью внедрения непосредственно в лекцию вопросов различных видов, дающих возможность проверить степень усвоения информации и понимания иноязычного текста.


Рисунок 3 Использование ресурса «Лекция» в курсе «Practice firms network»

СДО MOODLE также позволяет работать с внешними источниками в виде файлов, добавленных непосредственно в курс, а также ссылок на ресурсы Интернет. В курсе «Practice firms network» эти функции использовались для ознакомления с речевыми образцами и видо-лекциями носителей языка и выполнения упражнений. Например, в блоках Star-up Documents и Writing E-mails в виде отдельных файлов в ознакомительных целях были представлены аутентичные тексты резюме и электронных писем. Использование видео-лекций позволило наглядно представить образцы невербального поведения.

Для работы с лексикой и грамматикой использовались такие интерактивные элементы как глоссарии, кроссворды, рабочие тетради, тесты различных видов. Условно-речевые и речевые упражнения были выполнены в виде элементов «Задание», «Вики» и «BigBlueButton». Поскольку каждый из перечисленных элементов позволяет работать с внешними ресурсами, основой для выполнения заданий зачастую выступали речевые образцы и видео-лекции на английском языке. Например, в блоке Negotiating видеокаст, демонстрирующий негативное невербальное поведение при общении с заказчиком, выступает основой для выполнения задания Вики «Watch the video and describe why behavior of the receptionist is negative. Why his nonverbal behavior was wrong? How would you behave if you were him? How would you react if you were this visitor? Where else can you face with such a behavior? Describe a similar case from your own experience». Примеры использования внешних источников в справочных модулях курса «Practice firms network» приведены на Рисунке 4.

Идет загрузка. Пожалуйста, подождите...

Рисунок 4 Использование внешних источников в электронном курсе

В ходе работы учебных фирм деятельность студентов была направлена на решение профессиональных задач через коммуникацию. Эти задачи были представлены в модуле курса «Tasks for Practice Firms» с помощью элемента «Задание». С одной стороны, выбор элемента был обусловлен возможностью предоставить необходимые дополнительные материалы, например, инструкции, которые требовались для выполнения некоторых комплексных задач (создание фирмы, выход на виртуальный рынок) или бланки документов (инвойс). С другой стороны, «Задание» позволяет предоставить ответ в свободной форме за рамками элемента. Это свойство имеет большое значение, поскольку решение профессиональных задач происходит через общение участников фирм друг с другом на виртуальном рынке. На рисунке 4 продемонстрировано использование элемента «Задание» в модуле «Tasks for Practice Firms».


Рисунок 5 Использование элемента «Задание»

Поскольку коммуникация УФ на виртуальном рынке должна происходить без участия преподавателя и полностью зависеть от самих студентов, в качестве пространства для письменного общения в блоке «Practice Market» выступил элемент «Форум» стандартного типа, благодаря которому каждый участник может создавать неограниченное количество тем и сообщений на протяжении всего периода работы на курсе. Преимущество данного элемента также заключается в том, что общение может происходить асинхронно, таким образом, доступ к виртуальному рынку открыт для всех участников в любое время и фирмы имеют возможность независимо друг от друга и от преподавателя определять график работы.

Одной из задач организаторов было обеспечение студентов, обучающихся в разных вузах, возможностью дистанционного устного общения в рамках виртуального рынка. Средством для решения этой задачи выступил элемент «BigBlueButton», позволяющий создавать ссылки на виртуальные видеоконференции. Благодаря отсутствию ограничений во времени начала и окончания общения сотрудники УФ имели возможность самостоятельно по согласованию друг с другом назначать время и дату проведения устных деловых переговоров. Важным свойством ресурса является возможность записи видеоконференций. Записи переговоров, проведенных фирмами-партнерами в ходе работы проекта, использовались для рефлексивного анализа результатов устного общения как с точки зрения профессиональных задач, вынесенных на повестку переговоров, так и развития коммуникативных умений студентов.

Внешний вид блока «Practice Market» представлен на рисунке 6.


Рисунок 6 Внешний вид модуля «Practice Market»

В процессе работы осуществлялось сотрудничество учебных фирм (отеля «Treasure Island Hotel», рекламного агентства «Headliner», агентства по организации мероприятий «Funrise»), прием сотрудников, презентационная работа, разработка коммерческих предложений. Поскольку важнейшим инструментом при этом выступает коммуникация, которая в данном случае осуществлялась на английском языке, в процессе сетевого взаимодействия студенты решали множество коммуникативных задач в различных ситуациях делового общения (интервью при приеме на работу, написание резюме, электронного письма, составление коммерческого предложения, ведение переговоров, участие в совещаниях). При этом развитие ИПКУ англоязычного делового общения происходило путем погружения студентов в условия близкие к естественной коммуникации и практическое применение английского языка в профессиональной деятельности.

Первостепенной задачей участников исследования из каждого вуза было создание учебной фирмы, что предполагало работу с такими документами как резюме и устав, распределение должностей и уставного капитала. При возникновении вопросов по организации и началу работы фирм студенты обращались к справочным материалам блока Star-up Documents, который стоял и трех разделов: «Organisation Chart», «Resume», «Articles of Organization». Теоретический материал блока был представлен информацией о должностях, входящих в типовую организационную структуру учебной фирмы, видах и правилах составления резюме, включал дидактизировунную форму устава, составленную на основе аутентичной унифицированной формы. Установка на объединение участников проекта в фирмы была сформулирована следующим образом: «Working in a team create your Practice Firm. 1. Define your business dimensions 2. Draw up an organization chart using either standard structure given or your own one. 3. Share initial capital between members of your team 4. Draw up an Articles of Organization wherein fix decisions you have made on these questions: the name of your company, election of a leader, assignment to job positions. 5. Develop assortment and price list. 6. Add individuality to your business: create a logo and a motto, formulate your mission then main aims and tasks for their achievement.». К заданию прилагалась пошаговая инструкция и рекомендации по созданию фирмы, ассортимента и ценовой политике. Например, при распределении должностей участники имели возможность как воспользоваться стандартной организационной структурой, которую предлагает Центральный офис учебных фирм России, так и модифицировать ее, исходя из интересов участников коллектива, целей и задач фирмы.

Исходя из направлений подготовки обучающихся, организаторами курса было задано условие, ограничивающее рынок сектором услуг. При этом направление работы фирм, цели, задачи, ассортимент и ценовую политику определи сами участники. В результате студенты ОмГУ им. Достоевского организовали рекламное агентство «The Headliner», сотрудниками отеля «La Bahia» стали учащиеся ОмЮА, студенты ОмГПУ сформировали агентство по организации мероприятий «FunRise». Назначение на должности (включая литера фирмы) осуществлялось на основании резюме сотрудников. После назначения на должности соответствующими отделами при согласовании с лидером коллектива были разработаны цели, задачи, ассортимент и прайс-лист каждой из фирм. Заданием также было предусмотрено разделение условной суммы, составлявшей уставный капитал каждой фирмы, между сотрудниками. Прибыль, полученная фирмой по завершении проекта, делилась между сотрудниками пропорционально размерам вложений. Таким образом, каждый студент мог оценить собственную успешность, что способствовало поддержанию личностной заинтересованности в эффективной работе фирмы.

Следующей задачей был вывод учебной фирмы на виртуальный рынок. Решаемой при этом коммуникативной задачей был рассказ о фирме, ее ценностях и приоритетных направлениях деятельности. Для решения этих задач студентами были созданы и опубликованы на коммуникативной платформе курса промо-презентации. В качестве справочной информации в блоке Giving a Presentation был предложен теоретический материал о подготовке к публичному выступлению, стандартная структура презентации, вводные и связующие лексические конструкции, видео лекция о невербальном поведении и подкаст, выступающий речевым образцом. Задача фирм была сформулирована следующим образом: «Create a promo Power-Point presentation about your firm for future partners (to do this you may follow the template below). Upload all materials in the profile of your firm in the Practice Market. Fill the template above with information about all your partners on the practice market. Ask each of your partners at least two questions about their firms». Созданные коллективами участников презентации были опубликованы на коммуникативной площадке курса «Practice Market» (Рисунок 7).


Рисунок 7 «Публикация презентаций учебных фирм на коммуникативной площадке»

Задание также включало сбор информации о потенциальных партнерах. Например, исходя из рода деятельности фирм и круга своих обязанностей, студенты задавали партнерам следующие вопросы: «Which promotion activities are traditionally used by your firm?»; «What is your target audience?»; «Do you make a discount for booking a large number of rooms or when rooms are booked for an event?», «Do you lease spaces for events?»; «What promo activities does your firm traditionally take? And in what period?».

Следующая задача фирм заключалась в создании партнерской базы. С точки зрения коммуникации решением выступило предложение о сотрудничестве посредством делового электронного письма. Справочный материал по данной теме был предоставлен в блоке «Writing E-Mails» и посвящен таким риторическим приемам как 7Cs и 4Ss и их проявлению в переписке по электронной почте, стандартной структуре делового электронного письма и содержанию ее компонентов, наиболее распространенным клише, их месту в структуре письма, а также правилам этикета общения по электронной почте. Кроме того, блок включал образцы электронных писем, имеющих различные коммуникативные интенции, примеры употребления речевых клише, аутентичные видео подкасты по теме блока. Задача была сформулирована следующим образом: «Take a close look at every promo presentation uploaded to the practice market. Find common interests and write inquiries or offers to all firms. The main task is to find a partner so don’t forget to point out advantages of partnership with your firm. Make sure you stay in contact with at least 2 of firms, until services you have ordered from them or they have ordered from you have been successfully delivered and the invoice has been fully paid. Use the Commercial Invoice form attached.». В этом же задании был представлен бланк документа о заключении сделки в котором фиксировались предоставляемые услуги и их стоимость. В качестве основы документа выступил бланк инвойса. Сделка считалась оплаченной, как только обе стороны приходили к соглашению о ее условиях и фиксировали их в инвойсе. Пример письма о начале совместной работы представлен на рисунке 8


Рисунок 8 «Предложение о начале сотрудничества»

Поскольку виртуальный рынок был представлен только тремя фирмами, задание включало установку на поиск общих интересов и предложение сотрудничества каждой из них. Однако, решение о начале совместной работы принималось студентами самостоятельно. Таким образом, учебная фирма, чье предложение не заинтересовало других участников рынка или было составлено с нарушением языковых или этикетных норм, могла получить отказ от потенциального партнера. Вместе с тем финансовый итог фирм зависел от количества и условий сделок, поэтому участники фирм были заинтересованы в получении новых заказов, то есть в поддержании постоянной коммуникации с партнерами.

Следующей задачей становится укрепление позиций фирм на рынке, ускорение переговоров по совместным проектам и детализация сделок. Поскольку одним из наиболее эффективных средств коммуникативного воздействия на делового партнера является непосредственное общение, для решения этой задачи сотрудникам фирм требовалось провести устные переговоры. Теоретический материал блока «Negotiating», посвященный данной форме общения, включал рекомендации по поведению во время деловой беседы, различные стратегии переговоров, лексический материал, информацию об активном слушании. Блок также содержал видеокасты, демонстрирующие как речевой образец, так и негативное невербальное поведение, а также деловые игры. Установка на проведение переговоров была сформулирована следующим образом «Thanks to its speed, availability and functionality emailing has become the most popular way of business communication all over the world of global business. However, it is nothing as effective as face-to-face conversation. Especially when it comes to negotiation or initiation of friendly ties between business partners. So to give a boost to your project and to shore up positions on the market, arrange a meeting with at least one of your partners and hold a videoconference using the “BigBlueButton” tool. The topic or issue can be of any kind. Anyway you should mind your language and active listening». Исходя из текущего состояния, развития деловых отношений, целей и потребностей каждой фирмы, ее сотрудники самостоятельно определяли наиболее актуальную тему для общения. В результате между учебными фирмами был проведен ряд деловых бесед на такие темы как детализация заказа, предоставление скидки, информация об акциях, презентация нового продукта, ротация в компании и ее репрезентация. Время проведения видеоконференции и тема беседы согласовывались партнерами заранее по электронной почте в рамках курса. Каждая из фирм приняла участие в устной коммуникации минимум один раз.



Заключение:

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что средством решения одной из основных задач профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку в вузе может выступать применение на занятиях технологии УФ, обеспечивающей постоянную практику студентов в иноязычном общении, максимально приближенном к условиям естественной профессиональной коммуникации и включающей естественную активность студентов, направленную как на развитие иноязычных профессиональных коммуникативных умений, так и на получение дополнительных знаний, навыков и умений в области профессиональной подготовки.

 

Список литературы

1.      Ковальчук, Л.А. Учебно-имитационная фирма как инновационная форма практической подготовки студентов ГОУ СПО НТЭТ // Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные направления в системе НПО и СПО» : сб. статей / сост. Г. В. Серозудинова. – Новокузнецк : Новокузнецкий полиграф. комбинат, 2013. – С. 12-17

2.      Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.



Страница: () 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 19 ()