Каталог проектов

 - Лауреат конкурса, первое место

 - Лауреат конкурса, второе место

- Лауреат конкурса, третье место

Страница: () 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 19 ()
Cведения об авторе:
Фамилия, Имя, Отчество (полностью)   Васюкова Марина Владимировна
Место работы и должность  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права
Сведения о рецензируемой работе:
Название проекта Проект использования ООК «Макроэкономика» при преподавании дисциплины «Макроэкономика» по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика в ФГБОУ ВО «Омский ГАУ»


Введение:

Формирование системы знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий обеспечивается комплексным использованием различных методов и средств обучения. Ведущую роль среди них играет самостоятельная работа. Она является формой организации учебно-практической деятельности студентов, средством ее активизации.   Только на основе самостоятельной работы каждого студента обеспечивается глубокое усвоение теоретических знаний, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие научного мышления.

Составными элементами этой системы обучения являются: использование комплекса многообразных видов самостоятельной работы, взаимодействие индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности студентов; взаимосвязь контроля со стороны преподавателя, общественного контроля и самоконтроля студентов.[1]

Современное образование не зависимо от его уровня, направлено на развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы. В связи с этим согласно образовательным стандартам и учебным планам произошло значительное сокращение доли аудиторной нагрузки, а самостоятельная внеаудиторная работа студентов составляет 60-90% в зависимости от формы обучения.

Основными причинами, затрудняющими качественное выполнение самостоятельной работы, являются внутренние и внешние факторы. Внутренние зависят от студентов: недостаточно высокий уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы в школе, недостаточный уровень знаний, необходимых для качественного выполнения задания, неорганизованность. Существенным внешним фактором, зависящим от  условий обучения в вузе, является слабый контроль качества выполнения самостоятельной работы.

В настоящее время все вузы вынуждены создавать и применять информационные технологии в образовательной деятельности. С целью организации и контроля самостоятельной работы студентов используется информационная образовательная среда. 

ООК благодаря богатейшим коллекциям лекций, учебных и контрольных заданий, превосходных компьютерных демонстраций,  дают возможность обучающимся самостоятельно изучить множество дисциплин; установить виртуальные контакты с разработчиками курсов и другими обучающимися; помогают рационально организовать свою работу.

Онлайн образование является таким же эффективным, как очное образование. По этим вопросам в последнее время ведутся активные обсуждения, опубликовано множество научных статей. Порой делаются выводы о том, что массовые открытые онлайн курсы являются вызовом традиционному образованию. Однако, смешанное обучение, включающее оба указанных подхода, эффективнее каждого из них по отдельности. Это позволяет составить индивидуальную траекторию для каждого студента в зависимости от его способностей, уровня мотивации и других индивидуальных особенностей.

В данном проекте описываются возможности параллельного изучения в вузе дисциплины «Макроэкономика» и обучения на одноименном онлайн-курсе, размещенном на онлайн-платформе Coursera (Высшая школа экономики), и перезачета отдельных видов работ.


Содержательная часть:

1. Анализ исходной ситуации

Дисциплина «Макроэкономика» преподается в Омском ГАУ по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика, на экономическом факультете, на первом курсе, во втором семестре.

Цель дисциплины: формирование знаний в области современной макроэкономической теории, овладение инструментами макроэкономического анализа и навыками их применения для решения практических задач в профессиональной деятельности.

Предшествующая дисциплина, на которую опирается данная, «Микроэкономика» изучается соответственно в первом семестре и формирует у студентов умение владеть понятийно-категориальным аппаратом микроэкономической теории; навыки экономического моделирования и анализа экономических процессов и явлений; навыки применения методов и инструментов микроэкономической теории для решения практических задач.

Изучение дисциплины включает в себя лекции, на которых рассматривается теоретическое аспекты дисциплины; семинарские занятия, предусматривающие углубленное изучение и обсуждение вопросов, обозначенных в темах дисциплины и самостоятельную работу.

Используются интерактивные формы: лекция – беседа, лекция – консультация, проблемный семинар, ситуационный анализ.

Текущая аттестация по дисциплине осуществляется на семинарских занятиях и заключается в оценке активности и качества участия в обсуждении проблем, изучаемых в рамках тем семинарских занятий и тестировании. Итоговое испытание проводится в форме экзамена.

Открытый онлайн курс «Макроэкономика» призван помочь самостоятельно ориентироваться в происходящих процессах и явлениях, а также проводить оценку эффективности и необходимости проводимой государством макроэкономической политики. Для освоения  курса требуется обладать умением самостоятельно организовывать процесс своего обучения.

В данном курсе содержится теоретический материал по макроэкономике (базовые понятия, модели и принципы), задания для самоподготовки, оценочные средства и дополнительный материал.

Курс проходит в формате десяти коротких лекций продолжительностью 7-20 минут каждая. Доступ к каждой теме открывается поэтапно, с началом очередной недели. Лекции носят разъяснительный характер с элементами эмпирического анализа современного состояния экономики России и других стран. Основной же теоретический материал изложен в дополнительных источниках (3 учебника по макроэкономике).  Подача лекционного материала осуществляется с использованием проблемных вопросов. Каждая лекция сопровождается помимо слайдов полным текстом лектора, представленным по типу субтитров. Причем все видео и слайды доступны для скачивания.

В качестве работ по самоподготовке  предлагается текущее тестирование и задачи с решениями и пояснениями. Задачи предлагается сначала решить самостоятельно, а затем даются разъяснения в случае неверного ответа. Тесты составлены на основе материала выше упомянутых учебников.

Также по ходу освоения курса предусмотрено рубежное еженедельное тестирование с оценкой и итоговая контрольная работа, включающая в себя тестовые вопросы и задачи. Кроме вопросов по макроэкономике в экзаменационное тестирование включены вопросы по микроэкономике. Результаты рубежного тестирования, во-первых, являются допуском к экзамену, а во-вторых, учитываются при выставлении оценки за курс. Экзаменационное испытание проходит с участием внешнего наблюдателя, использующего веб-камеру компьютера обучающегося.

2. Сравнительный анализ

Не смотря на то, что название курса полностью совпадает с названием дисциплины, изучаемой студентами по направлению 38.03.01 - Экономика, однако о замене дисциплины «Макроэкономика» одноименным  онлайн-курсом речи не идет.  Это связано не только с расхождениями в трудоемкости и содержании, но и с тем, что требованием к освоению курса является наличие у студентов умения самостоятельно организовывать процесс своего обучения, а оно не достаточно сформировано у студентов 1-го курса, которые изучают данную дисциплину.

Кроме того, в учебных планах и рабочих программах для  очной и заочной формы обучения в Омском ГАУ предусмотрены разные виды интерактивных форм обучения, а также семинарские занятия, на которых студенты озвучивают материал, высказывают свою точку зрения. На практических занятиях помимо решения задач и разбора тестов, студенты отрабатывают навыки построения графических экономических моделей.

Таблица 1. Анализ основных характеристик

Основные характеристики

Реализуемая дисциплина

ООК

Трудоемкость

6 зач. ед.:

  • аудиторная работа  2 зач.ед.
  • внеаудиторная работа 4 зач. ед. (из них 1 зач. ед. – экзамен)

3 зач.ед.

Продолжительность

20 недель

10 недель

Календарный план

 февраль-июнь (июль-экзамен)

20 марта- 13 июня

Количество тем

16

10

Виды внеаудиторных самостоятельных работ

Реферат/эссе/сообщение/ презентация (по выбору) – очная форма;

Контрольная работа – заочная форма

Тестирование, решение задач

Формы контроля

Тестирование (текущее, рубежное, предэкзаменационное), опрос, контрольная работа, собеседование

Тестирование (текущее, рубежное)

Итоговое испытание

Экзамен (ответ на вопросы)

Экзамен (тестирование, решение задач)


Как видно из таблицы 1 объем реализуемой дисциплины по учебному плану вдвое превышает объем данного ООК. Календарные планы позволяют совместно использовать оба варианта обучения. Конечно, абсолютной синхронности добиться невозможно, но в этом нет острой необходимости.

Также имеются небольшие расхождения в тематике  (см. Таблица 2.).

Таблица 2. Сравнительный анализ сочетания тематики


Проведенный анализ показывает, что совместное изучение дисциплины на занятиях  и на ООК дает возможность взаимного дополнения и обогащения разных форм обучения. Это приведет к более эффективному овладению студентами необходимыми компетенциями.

Вклад ООК в изучение дисциплины на занятиях:

  • дополнение теоретического материала элементами эмпирического анализа;
  • разъяснение отдельных моментов;
  • наличие примеров решения задач;
  • разнообразие тестовых заданий и задач;
  • дополнительные темы для изучения.

Изучение дисциплины на занятиях дает возможность:

  • вместо (вместе) дополнительных источников, рекомендуемых по отдельным темам ООК использовать материалы посещенных лекций;
  • изучить дополнительные темы, не вошедшие в ООК;
  • улучшить результаты прохождение контрольных испытаний за счет проговаривания определений базовых понятий на семинарских занятиях, построения базовых экономических моделей на практических занятиях, выполняемых работ творческого характера. 

По итогам обучения на онлайн курсе студентам может быть перезачтено предусмотренное рабочей программой предэкзаменационное тестирование, результаты которого учитываются при выставлении итоговой оценки по дисциплине вместе с ответами на экзаменационные вопросы.  

Варианты перезачета итогов обучения на ООК:

  1. При получении сертификата перезачитывается предэкзаменационное тестирование с учетом итоговой оценки за курс.
  2. При наборе проходного балла в промежуточном тесте, но не выполнении экзаменационного задания перезачитывается предэкзаменационное тестирование с оценкой «удовлетворительно»
  3. Если проходной балл не набран, то перезачитываются итоги тестирования по отдельным темам.

Этапы проекта

  1. Внесение изменений в рабочую программу дисциплины.
  2. Ознакомление студентов с возможностями параллельного обучения на ООК.
  3. Составление списка желающих освоить курс.
  4. Консультирование обучающихся на ООК в случае необходимости.
  5. Обсуждение на семинарских занятиях спорных и дополнительных вопросов по темам курса.
  6. Отслеживание прохождение рубежных испытаний.
  7. Анализ результатов обучения.
  8. Подведение итогов.

Заключение:

Возможные риски:

  1. Неготовность студентов первого курса к освоению ООК. Это может быть связано не только с несформированностью навыков самостоятельной работы, низкой мотивацией,  но и особенностью контингента аграрного вуза (многие сельские школьники имеют низкий уровень компьютерной грамотности);
  2. Изменение календарного плана обучения на ООК.

Таким образом, данный курс может быть использован для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы по дисциплине «Макроэкономика» для направления подготовки 38.03.01 – Экономика. Это не потребует реструктуризации программы по дисциплине. Студенты очной формы могут изучать онлайн курс параллельно с изучением дисциплины, студенты заочной формы – в промежутке между сессиями. Также данный курс подойдет для студентов, занимающихся по индивидуальной программе.

Источники:

  1.  Асланова Л.О. Самостоятельная работа студента как основной фактор актуализации знаний//Наука и современность. 2010. №7-1. с. 147-151


Страница: () 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 19 ()