Качество онлайн-курсов: как образовательные организации Омской области могут участвовать в мероприятиях этого проекта

Экспертная группа ОмРЭУ + региональная платформа онлайн-курсов + апробация в вузах онлайн-курсов, прошедших оценку качества

 
Изображение пользователя Сергей Леонидович Тимкин
Экспертная группа ОмРЭУ + региональная платформа онлайн-курсов + апробация в вузах онлайн-курсов, прошедших оценку качества
от Сергей Леонидович Тимкин - Понедельник, 11 Сентябрь 2017, 12:31
 

Участие Ассоциации ОмРЭУ и омских вузов и колледжей в реализации лота 1.1. «Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн курсов» может заключаться:

1.      В формировании группы экспертов при Ассоциации и постепенном их «доведении» их до уровня независимых экспертов, включенных в базу «ресурса одного окна (РОК)» для проведения содержательной экспертизы на соответствие онлайн-курса (ОК) минимальным базовым требованиям.

2.      Продвижение региональной платформы онлайн-курсов, ее оснащение сервисами, обеспечивающими включение платформы ОмРЭУ в систему оценки качества онлайн-курсов;

3.      Апробации вузами и колледжами Омска механизмов зачета результатов освоения онлайн-курсов, прошедших оценку качества, в рамках реализации основных образовательных программ.

Первая задача решается через:

1.      Согласование состава экспертной группы и разработку плана работ и мероприятий

2.      Обучение и самообучение будущих экспертов, в том числе на основе продуктов, разработанных победителем лота 3.2 (РАНХи ГС) «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов»

4.      Обсуждение и апробация технических требований и процедур предоставления доступа автоматизированных средств оценки качества и экспертам к материалам онлайн-курсов и инструментам платформ онлайн-обучения в рамках сотрудничества с победителем лота 1.1 (УрФУ);

5.      Участие вузов и колледжей Омска к апробации процедур оценки качества ОК со стороны образовательных организаций;

6.      Сотрудничестве экспертной группы с представителями работодателей, Ассоциаций работодателей и т.п.

Процедура допуска ОК на РОК складывается из следующих операций:

1.      Обязательная формальная экспертиза ОК, включающая а) экспертизу паспорта онлайн-курса;  б) экспертизу технологической платформы;   в) правовую экспертизу материалов; г) техническую экспертизу материалов; д) экспертизу на применение в онлайн-курсе сервисов онлайн-прокторинга.

2.      Обязательная содержательная экспертиза ОК, включающая на альтернативной основе: а)  получение экспертных заключений от экспертов, выбранных случайным образом из базы данных РОК в соответствии с предметной областью онлайн-курса; б)  размещения на ресурсе «одного окна» информации о зачете результатов обучения на онлайн-курсе в образовательных программах не менее, чем тремя образовательными организациями; в) получение рекомендаций со стороны федеральных учебно-методических объединений (ФУМО); г)  получение на ресурсе «одного окна» подтверждения со стороны работодателей и их ассоциаций соответствия результатов обучения онлайн-курса профессиональным требованиям к сотрудникам предприятий  соответствующей отрасли.

Экспертная группа ОмРЭУ (ЭГ) может проводить предварительную проверку ОК на соответствие  требованиям формальной экспертизы с целью рекомендации к подаче заявки омской (иной) образовательной организации/группы авторов на ресурс одного окна (РОК). Скажем, организация предоставляет доступ к своим онлайн-курсам, а ЭГ проверяет на соответствие минимальным требованиям и дает список рекомендованных онлайн-курсов к заявлению на ресурс одного окна.

В формальной экспертизе ЭГ может давать рекомендацию по соответствию требованиям: 

·         паспорта ОК

·         технологической платформы

·         прочие (материалы, их чистота и техническое соответствие, прокторинг)

Дополнительные опции:

·         помощь в составлении паспорта отобранных к представлению на РОК ОК;

·         рекомендации и обеспечение размещения на «сертифицированной» технологической платформе.

По содержательной экспертизе:

•                     Эксперты ОмРЭУ как эксперты РОК дают непосредственную содержательную оценку на соответствие минимальным требованиям в их предметной области. Однако выбор эксперта осуществляется через РОК случайным образом;

•                     Экспертная группа ОмРЭУ дает рекомендации для омских вузов по признанию ОК  – 3 признания тождественны обязательной содержательной экспертизе;

•                     Третий вариант – работа ЭГ ОмРЭУ с Ассоциациями работодателей, например, формирование совместных экспертных групп и помощь организациям работодателей в составлении соответствующего заключения.

При этом омская экспертная группа по оценке качества онлайн-курсов должна решать ряд региональных задач:

1.                  Ориентация на оценку качества, экспертизу и помощь в разработке, реализации и продвижении на РОК омских ОК;

2.                  Помимо задач, связанных с оценкой ОК, предназначенных на РОК (для перезачета в основных образовательных программах ВО и СПО), актуальной является  экспертиза ОК для ДПО. Наш ареал должен включать ООП, но быть шире (так же ДПО, ДО). С другой стороны по категориям онлайн-курсов, технологическим платформам (например, Moodle), целевым аудиториям (омские студенты) могут быть ограничения или различные процедуры;

3.                  Выдача рекомендаций на размещение ОК на платформе ОмПОО, на платформах-партнерах (Лекториум, НПОО)

4.                  Рекомендации для региональной платформы ОК по согласованию сервисов и технических решений формальным требованиям к качеству ОК.

 

Последняя задача относится к механизмам решения второй задачи:   продвижению региональной платформы ОК. Помимо этой позиции следует выделить:

1.      Автоматическое формирование в каталоге Омского портала открытого образования паспорта онлайн-курса. Для этого должна быть также проведена работа по внутреннему рецензированию. Формат рецензии должен стремиться к требованиям паспорта, а именно содержать: а) описание результатов обучения и компетенций, формируемых в ходе его освоения; б) информацию о соответствии результатов обучения требованиям основных образовательных программ ВО или СПО;

2.      Автоматизированная проверка материалов ОК на правовое соответствие;

3.      Автоматизация технических требований к материалам ОК;

4.       Наличие на платформе инструментов идентификации личности обучающегося при прохождении им контрольных мероприятий (прокторинг);

5.      Наличие сервиса сигнализирующего об ошибках и критических нарушениях при использовании ОК.

 

По третьему направлению: Апробация механизмов зачета результатов освоения онлайн-курсов, прошедших оценку качества, в рамках реализации основных образовательных программ должны быть разработаны механизмы:

1.      Помощи вузам и колледжам в разработке и принятии соответствующих локальных нормативных актов;

2.      Регламенты и процедуры принятия решения о перезачете конкретных онлайн-курсов с опорой на решения и рекомендации ЭГ ОмРЭУ, а также их регулярного пересмотра и актуализации;

3.      Участия образовательных организаций как разработчиков, так и потребителей ОК в процедурах, направленных на постоянное повышение качества онлайн-курсов и их рейтингование (второй этап оценки онлайн-курсов).

Последнее предполагает:

•                     Использование сервиса «критических нарушений»;

•                     Добровольная аккредитация собственных онлайн-курсов на  соответствие лучшим практикам;

•                     Участие в иных процедурах рейтингования ОК.