Новости сайта

Материалы выступления исп. директора ОмРЭУ Тимкина С.Л. на EdCrunch-2017

 
Изображение пользователя Александр Васильевич Максимов
Материалы выступления исп. директора ОмРЭУ Тимкина С.Л. на EdCrunch-2017
от Александр Васильевич Максимов - Понедельник, 2 Октябрь 2017, 12:45
 

111

27 сентября 2017 г. в Центре международной торговли согласно программе Международной конференции EdCrunch–2017 проведен круглый стол «Проблемы правового и нормативного обеспечения эффективного развития электронного обучения в России в контексте утвержденной президентом России «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы». Модератор - Владимир Тихомиров, председатель Экспертного совета по информационным технологиям в образовании и науке при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Участники:

        • Евгений Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии
        • Александр Молчанов, вице-президент УК «Прообраз»
        • Сергей Тимкин, исполнительный директор Ассоциации Омский региональный электронный университет, директор Института непрерывного и открытого образования ОмГУ
        • Василий Третьяков, руководитель правления Ассоциации «Национальная платформа открытого образования»,
        • Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при Правительстве РФ.
 

На круглом столе, который модерировал Владимир Павлович Тихомиров, председатель Экспертного совета по информационным технологиям в образовании и науке при Комитете Государственной Думы по образованию и науке были поставлены на обсуждение следующие темы:

  1. Цифровой экономики не может быть без цифрового образования (в контексте принятых в РФ в последнее время государственных решений по этой проблеме: Указ Президента РФ от 09.05.2017г., утверждённая Правительством РФ Программа развития цифровой экономики РФ, реализуемая МОН программа «Современная цифровая образовательная среда» и приказ МОН №816 от 23.08.2017г.)
  2. Какие системные законодательные решения нужно принять в РФ, чтобы цифровое образование  в РФ обеспечивало выполнение задач, поставленных руководством страны по развитию цифровой экономики?
  3. В развитых и развивающихся странах за 10-15 лет до появления цифровой экономики были приняты на государственном уровне и реализованы решения по созданию новых отраслей промышленности, таких как «Индустрия E.Learning», по созданию виртуальных университетов, по созданию условий для  самостоятельной трансформации существующих университетов в электронные, виртуальные и сетевые университеты и колледжи, по превращению в Смарт-университеты. Этому предшествовали государственные решения по наделению вузов большей самостоятельностью, по разбюрокрачиванию образования. Какие,  на Ваш взгляд, надо принять решения по перечичленным вопросам в РФ?
  4. Принятая программа «Современная цифровая образовательная среда» сможет ли обеспечить формирование в РФ цифрового образования, соответствующего развитию цифровой экономики РФ?
  5. Оценить сегодняшние тенденции в развитии электронного обучения в вузах РФ?

111

Приводим тезисы Тимкина С.Л. (частично изложены в сообщении на круглом столе, частично результат последующей рефлексии).

  1. Сегодняшнее состояние развития электронного обучения/образования в России можно охарактеризовать как кризисное, а точнее,  как время смены парадигм, этакая частная научно-техническая революция по Т. Куну, разрыв «сплошности», кумулятивного развития. Естественно, это только аналогия, поскольку речь идет не о науке, а о технологии, причем в ее отношении с обществом и государством. Действительно, начало 2000-х годов также можно охарактеризовать как эпоху поисков места дистанционного обучения в системе российского образования, споров вокруг определений открытого образования, разработки новых нормативных документов и т.п. Частота конференций и семинаров по этой тематике была ничуть не меньше, чем нынешняя. Последующее десятилетие (примерно 2003/5–2013/15 гг.) было значительно более спокойным: кто хотел, тот нашел свои модели СДО в своих вузах. Эпоха МООКов вновь привела нас к спорам и поискам. Но, оглядываясь назад, с уверенностью можно сказать, что возникшие проблемы, в том числе нормативного характера, могут быть решены, причем относительно «малой кровью» (мой слабый ответ на тему 2)
  2. При этом хотелось бы посмотреть на проблематику соотношения «больших» государственных Программ и Стратегий и программ и проектов в системе образования с позиций недавнего прошлого. Ведь недавняя «эпоха перемен» также была связана с выдвижением в 2000-м широкой десятилетней программы «Электронная Россия» и более узкой «Развитие единой образовательной информационной среды 2001–2006 гг.». Программа «Электронная Россия 2000–2010 гг.», как известно, провалилась, а РЕОИС при всех недостатках привела к тому, что наши школы стали выпускать людей мало-мальски знакомых с компьютером и базовыми ИКТ, а наше педагогическое сообщество начало повсеместно использовать хотя бы презентации на уроках. Лишь в результате этого, а также того, что бизнес, с одной стороны, породил массовый спрос на работника, имеющего базовые навыки владения компьютером, а, с другой стороны, провел Интернет в каждую квартиру, реинкарнация «Электронной России» в виде Программ и Стратегий 2009–2011 гг. привела к построению в России современного этапа информационного общества, текущей формы электронного государства, которое проявляется, в частности, в широком использовании государственных услуг в электронной форме, функционировании ряда ГИС и массовом использовании цифровых девайсов и услуг в быту
  3. Новый этап строительства информационного общества в России, направленный на создание «цифровой экономики» отличается от прежнего тем, что первый основан на владении основной массой (большинством) населения элементарными пользовательскими цифровыми навыками, а второй должен опираться на массовое использование трудовым населением профессиональных цифровых навыков, таких как bigdata, ИИ  и т.п. Исходя из этого должны ставится и задачи поддержки этих процессов системой образования и задачи модернизации системы образования для того, чтобы она смогла решать новые задачи (ответ по теме 1 о тесной связи цифровой экономики и цифрового образования)
  4. Очевидно, что существующая ныне система образования, в том числе и высшего, не способна решать задачи массового обучения современным профессиональным цифровым технологиям, потому хотя бы, что основная масса преподавателей этими технологиями не владеет. Поэтому Программа «Современная цифровая образовательная среда в РФ 2017–2021», направленная на развитие виртуальной академической мобильности с использованием открытых онлайн-курсов действительно может и должна способствовать развитию цифровой экономики России (ответ по теме 4). Вопрос в том, не опоздаем ли мы с этой программой так, как опоздали с поддержкой РЕОИС программы «Электронная Россия». И не приведет ли это опять к 10-летней задержке? (это по теме 3)
  5. Другой риск, как подсказывает недавняя история, связан с необходимостью подключения как к образовательной, так и общей Программе строительства цифровой экономики бизнеса, производства. Без формирования массового запроса на профессиональные цифровые навыки выпускников, без создания (и их открытия в том числе для образовательных целей) инструментария цифровой экономики (тех самых 10-ти цифровых платформ, о которых говорится в Программе Правительства  (?)) построить цифровую экономику будет трудно
  6. Что касается региональной проблематики (тема 5). Наряду с общим кризисом, в котором находятся многие региональные вузы, в кризисе находится и «традиционное» дистанционное обучение: снижаются наборы на заочное второе профессиональной образование, на программы ДПО (в том числе и из-за распространения бесплатных или дешевых МООКов) – это основные зоны рынка дистанционных услуг в вузах. Однако кризис – это вызов, а умение отвечать на вызов это признак здорового живого организма. Если он здоров, он сможет ответить на вызов. Ответы могут быть следующими:
    – цифровизация очного обучения (повсеместное электронное обучение), а вернее поиск финансовых моделей, которые сделают это процесс экономически выгодным (может быть не менее важным – экономически убедительным для администраций вузов)
    – ДПО: использование сторонних МООК, особенно общего, базового характера в программах профпереподготовки,  создание уникальных собственных МООК узкой специализации
    – разного рода «образовательная комбинаторика» – сетевые программы по облегченным документальным и финансовым процедурам (имеется настоятельная потребность в нормативно-правовом обеспечении)
  7. Поскольку кризисные явления общие, то лучше пытаться их решать совместно. НА уровне региона это может решаться через региональные общественные организации и структуры, такие как Советы ректоров, ассоциации подобные нашей Ассоциации «Омский региональный электронный университет»
  8. В 2017 г. наша Ассоциация создала ресурс под названием «Омский портал открытого образования» в результате выполнения проекта «Открытые онлайн курсы как средство повышения качества и доступности образования и самообразования в региональных условиях». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»
  9. ОмПОО позволяет:
    – сделать общим достоянием лучшие практики, пригодные в регионе, в сфере деятельности твоего вуза, в т.ч. практики  монетизации электронного образования, использования национальных и международных открытых онлайн-курсов
    – участвовать в общем движении к цифровому образованию и цифровой экономике, в том числе по направлениям проекта СЦОС в РФ

Закончен этап накопления информации на портале (создан каталог отечественных МООК, базы рецензий и проектов их использования в учебном процессе, данные от вузов и колледжей в их отношении к открытому образованию, сервисы для преподавателей и т.п.). Подробнее об итогах этого этапа в приложенной презентации и статье

Мы приступили ко 2-му этапу – поиску решений, который представлен в новом проекте, поданным как заявка на Президентские гранты НКО в 2017 г. (конкурс № 2). Здесь ставятся задачи: создания региональной платформы онлайн-курсов, взаимодействия с работодателями, поддержка совместных кс работодателями команд по созданию актуальных МООК, апробация системы поддержки обучающихся на МООК. Подробнее смотрите в приложенной презентации «Новый проект»

222 

Презентация и текст выступления

Сергей Тимкин, АНО Омский региональный электронный университет