Новости сайта

Информация для руководителей организаций, применяющих ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ на сайте Рособрнадзора

 
Изображение пользователя Александр Максимов
Информация для руководителей организаций, применяющих ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ на сайте Рособрнадзора
от Александр Максимов - Понедельник, 9 Октябрь 2017, 13:33
 

РОН 

28.09.2017 на сайте Рособрнадзора опубликован документ без реквизитов под названием «Информация для руководителей организаций, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» с приложением ”Установление соответствия содержания приказа от 9 января 2014 г. N «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» содержанию приказа от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»”.

Указанным документом Рособрнадзор обращает внимание руководителей образовательных организаций независимо от их уровня и вида, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ, на обновление Минобрнаукой России порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Важные моменты в документе:

  1. Организации должны довести до поступающих и обучающихся информацию о том, что образовательные программы или их части реализуются с применением электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Эта информация должна обеспечить возможность их правильного выбора. То есть, эта информация в обязательном порядке должна присутствовать на сайте образовательной организации и в других информационных и рекламных материалах. Это согласуется с п. 3 “Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582. В данном постановлении также установлено, что “образовательная организация размещает на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию … об использовании при реализации указанных образовательных программ ЭО и ДОТ”
  2. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ организация:
    – обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации (очевидно, что подтверждаться выполнение данного требования должно документами об обучении, доп. образовании и т.п.
    – определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (данное требование подразумевает наличие на сайте вуза информации о том, куда обратиться в случае проблем, кто за что отвечает, порядок оказания консультаций и методической помощи и т.п.)
    – определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением ЭО, ДОТ (вуз не обязывают применять ЭО и ДОТ в обязательном порядке, а возлагают на вуз, факультет, кафедру решение, которое должно быть документально оформлено, например протоколом метод. комиссии, приказом, распоряжением)
    – ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями ФЗ от 21.06.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», ФЗ от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ФЗ от 22.10.2004 № 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (этот пункт требует наличия согласованной с указанными законами внутренней нормативной базы по электронному документообороту при наличии такового в организации, а обучающиеся и поступающие должны выразить согласие на оцифровку своих персональных данных и иной необходимой информации)
  3. В документе отмечается, что организации может реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно ЭО, ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через Интернет («открытый доступ» говорит об отсутствии обязательной авторизации)
  4. При применении исключительного ЭО, ДОТ в организации должна функционировать электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС; см. п. 16 ФЗ Об образовании в РФ), которая позволяет обучающимся полностью освоить образовательную программу или ее части независимо от их географического положения. При этом важной является процедура проведения идентификации личности обучающихся способом, установленным образовательной организацией (соответственно, этот раздел требует наличия в организации регламента функционирования ЭИОС и локальных нормативных актов по идентификации личности) При этом, ЭИОС может либо принадлежать организации, либо полностью или частично быть «на балансе» сторонней организации, как, например, при использование массовых открытых онлайн-курсов (использование для ЭИОС ресурсов другой организации, очевидно, должно быть подтверждено договорными документами)
  5. Весьма скупо в документе сказано об онлайн-курсах. Отмечено, что освоение образовательных программ в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей такие программы или их части в виде онлайн-курсов. Следовательно, простое обучение на онлайн-курсе без прохождения, как правило, платной процедуры получения документа об их успешном завершении засчитываться не будет. Но порядок и источник такой оплаты в документе (как, впрочем, и в самом приказе) не разъясняется, что пока оставляет решение за образовательной организацией.
  6. Нет разъяснений о том, какие документы, предъявленные обучающими, должны/могут приниматься к перезачету. Не сказано о формах документов и о статусе организаций их выдающих. Можно предположить, что в ближайшем времени на уровне Федерации будут приняты еще какие-нибудь законодательные нормативные акты. Например, предстоящий скоро запуск «Единого окна», скорее всего, потребует издания соответствующих нормативных актов. Если говорить об онлайн-курсах, то могут ли к перезачету приниматься документы, выдаваемые платформами МООКов, или это должны быть документы вузов, предоставивших данные МООКи. Опять же, отечественные образовательные стандарты опираются на кормпетенции. Причем, каждый стандарт по каждому направлению подготовки формулирует их по-своему. Бывает, что под схожими по названию компетенциями имеются в виду совершенно разные вещи или уровни освоения. Или, наоборот, одну и ту же по смыслу компетенцию в разных образовательных стандартах часто формулируют по-разному. Как соотнести результат освоения МООКа с этими компетенциями? В документе решение этих вопросов оставляют за образовательной организацией, что потребует от нее принятие внутреннего нормативного акта о требованиях и порядке перезачета.

В целом, документ носит, скорее, информационный, чем разъяснительный характер.

Приложение к данному документу содержит сравнительный анализ отмененного и нового порядка в форме таблицы. Сравнение, скорее, носит лексический, а не разъяснительный характер.

Отмечено также, что новый порядок вступил в силу с 1 октября 2017 г.

В целом, документ, практически повторяет приказ, но сам факт его публикации и акцентирование внимания на определенных моментах говорят, что эти моменты, вероятнее всего, и будут проверяться экспертами в ходе аккредитации и надзорных проверок

 

Александр Максимов