Новости сайта

Цифровая экономика и цифровое образование: что ожидает студентов вузов?

 
Изображение пользователя Александр Максимов
Цифровая экономика и цифровое образование: что ожидает студентов вузов?
от Александр Максимов - Вторник, 3 Апрель 2018, 22:48
 

СЦОС 

В наших новостях мы широко освещаем программы Правительства России «Цифровая экономика» и «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Анализ документов этих программ позволяет сформулировать ряд прогнозов для вузов, преподавателей и студентов на ближайшие 2–3 года. Попытаемся выделить то самое важное, что затронет студенческое сообщество.

Главной инновацией для студентов станет обеспечение для них возможности прямо влиять на процесс обучения, а именно, выстраивать персональную траекторию обучения через следующие механизмы:

  • документально закрепленные механизмы реализации формальных, неформальных, информальных способов осуществления образовательного процесса
  • использование различных аттестационных форматов независимой аттестации (оценки) обучаемых в отношении компетенций цифровой экономики
  • практику учета студенческих стартапов в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом")

 

Что делается в для реализации этого:

  1. К середине сентября 2019 г. в рамках приоритетного проекта СЦОС в РФ будет реализована интеграция платформ онлайн-обучения через ресурс одного окна с информационными системами (в том числе государственными) с целью автоматизированной передачи информации об учебных достижениях при одновременном обучении в нескольких образовательных организациях. К середине июня 2020 г. будут завершены задачи по созданию технологической структуры онлайн-обучения, связанные с формированием «одного окна» доступа к онлайн-курсам и платформам онлайн-курсов
  2. С 10.2018 по 03.2020 гг. будет создана сеть центров трансфера технологий в интересах цифровой экономики, акселераторы не менее чем в 15 городах Российской Федерации с высоким научным потенциалом и не менее 7 венчурных фондов
  3. В 2018-2019 гг. будут отобраны организации-партнеры, отвечающие за проведение независимой оценки компетенций цифровой экономики в целях использования различных аттестационных форматов независимой аттестации (оценки) обучаемых в отношении уровня сформированности ключевых компетенций цифровой экономики. Разработаны сервисы и платформы личных кабинетов обучающихся, позволяющих формировать профили компетенций, система диагностики персональных способностей, синхронизированная с открытыми образовательными ресурсами, разработанными в рамках приоритетных проектов Минобрнауки России
  4. К 12.2020 образовательные организации всех уровней должны использовать персональные профили компетенций обучающихся и обеспечивать персональные траектории их развития в соответствии с требованиями цифровой экономики

 

Иными словами, для того, чтобы работали эти новые возможности, будет создана новая система регуляторов и сетей поддержки, включающая следующие комплексные интернет-ресурсы:

  • ресурс одного окна, через который можно получить доступ к зачитываемым вузами онлайн-курсам, а также сами платформы и онлайн-курсы
  • информационные системы диагностики персональных способностей и компетенций в сфере цифровых технологий, сервисы и платформы учета компетенций (профилей), а также сеть организаций, осуществляющих независимую оценку компетенций
  • сети поддержки студенческих стартапов: венчурные фонды, акселераторы, центры трансферта технологий

 

Таким образом, студенты или, по крайней мере лучшие из них (не менее 50 тысяч на середину 2020 г.), смогут самостоятельно выстраивать свои образовательные траектории, которые будет поддерживать комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства.

 

Сергей Тимкин, директор ИНОО ОмГУ, исп. директор Ассоциации ОмРЭУ