Новости сайта

Цифровая экономика и цифровое образование: что меняется для вузов?

 
Изображение пользователя Александр Максимов
Цифровая экономика и цифровое образование: что меняется для вузов?
от Александр Максимов - Среда, 4 Апрель 2018, 19:03
 

вузы 

1. В образовательные стандарты и образовательные программы внедряются требования и курсы, связанные с новыми компетенциями, необходимыми для цифровой экономики. К апрелю 2019 г. будут разработаны требования к сформированности ключевых компетенций цифровой экономики для всех выпускников и обучающихся системы профессионального образования (все специальности и направления). К концу 2019 будут подготовлены предложения по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования и внесены изменения в примерные основные образовательные программы. К 12.2020 обновлены образовательные программы различных уровней образования.

2. Стимулирование вузов к изменению образовательных программ и созданию новых. В середине 2019 будет запущен международный рейтинг образовательных программ высшего образования, оценивающий их соответствие требованиям цифровой экономики. Тогда же будет определен перечень направлений подготовки и специальностей, целевого количества выпускников и контрольных цифр приема абитуриентов в образовательные организации высшего образования, обеспечивающих перспективные потребности цифровой экономики в кадрах. Будет осуществлен выбор образовательных организаций высшего образования для пилотирования основных программ обучения высшего образования по направлениям цифровой экономики и проведена их апробация до 06.2020 г. Осуществлено последовательное повышение вдвое КЦП в сфере ИТ к 2024/2025 уч. г. до 120 тыс. человек, изменение перечня вступительных испытаний (повышение роли ЕГЭ по информатике и ИКТ). К середине 2020 г. будет обеспечен прием перспективных иностранных студентов.

3. Повышение практикоориентированности образовательных программ и их связи с производством. Будут созданы условия для включения изучения отечественных и зарубежных разработок в образовательные программы профессионального образования и направление их в образовательные организации. К марту 2019 г. обеспечено участие высокотехнологичных отечественных компаний цифровой экономики в формировании стратегий развития организаций высшего образования, созданы комфортные условия для привлечения действующих работников ИТ-индустрии. К сентябрю 2019 г. утвержден перечень направлений подготовки, предполагающих сокращенную программу подготовку бакалавров. Внедрена практика учета студенческих стартапов в качестве выпускной квалификационной работы («стартап как диплом»), которая будет предварительно апробирована не менее, чем в 10 вузах. Будет осуществляться внедрение механизмов независимой оценки компетенций цифровой экономики на основании лучших практик и создана сеть независимых организаций, осуществляющих эти оценки.

4. Продолжится внедрение в образовательные программы онлайн-курсов, прошедших экспертизу на «ресурсе одного окна» (https://online.edu.ru). В частности, будут внесены изменения в перечень документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы, в методику проведения аккредитационной экспертизы, регламенты осуществления надзорно-контрольных мероприятий, проводимых Рособрнадзором (лицензионный контроль, федеральный государственный контроль качества образования), направленные на содействие использованию онлайн-курсов в образовательной деятельности. Ожидается проведении экспериментов, утвержденных Правительством, по апробации новых механизмов финансового обеспечения академической мобильности обучающихся и оценки качества образовательных программ высшего образования, в том числе при использовании онлайн-курсов иных организаций.

5. К концу 2020 г. в образовательный процесс будут внедрены персональные траектории обучения, позволяющие обучающимся индивидуально выбирать способы формирования ключевых компетенций цифровой экономики, требуемых для соответствующего уровня образования. Не менее 25 образовательных организаций примут участие в апробации моделей использования персональных профилей компетенций и траекторий развития граждан. В рамках тестирования для не менее 50 000 человек будут сформированы персональные профили компетенций.

6. Для поддержки этих процессов при Минобрнауки России будет действовать проектный офис «Цифровое образование». К концу 2018 г. создан Учебно-методический совет при Минобрнауки России, отвечающий за актуализацию образовательных стандартов и примерных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования с учетом требований цифровой экономики.

 

Сергей Тимкин, директор ИНОО ОмГУ, исп. директор Ассоциации ОмРЭУ