Новости сайта

ВШЭ опубликовала аналитический доклад «Глобальная конкурентоспособность российского образования»

 
Изображение пользователя Александр Максимов
ВШЭ опубликовала аналитический доклад «Глобальная конкурентоспособность российского образования»
от Александр Максимов - Вторник, 11 Сентябрь 2018, 13:45
 

ВШЭ 

Сфера непрерывного образования взрослых давно исследуется Институтом образования ВШЭ и имеет свои болевые точки, включая слабый охват, проблемы с участием компаний РФ в обучении своих сотрудников, взрослые системно учатся лишь в некоторых сферах, включая добычу полезных ископаемых, транспорт и связь. Эта сфера серьезно отстает от стран-конкурентов.

 «Результаты исследования Высшей школы экономики, опубликованные в форме аналитического доклада стали первым шагом в анализе действий, которые смогут сохранить и повысить силу образовательной системы РФ по отношению к странам-конкурентам», – сообщает портал Института образования ВШЭ. Задача «усиления» системы образования поставлена майским президентским указом. Уже в мае 2018 в НИУ ВШЭ проведена дискуссия, материалы которой положены в основу доклада. Стостраничный доклад представляет целый спектр точек зрения по этому поводу.

«Существуют разнообразные международные рейтинги для всех уровней образования, но они не формирует системную глобальную картину», – сказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – «Мы могли или прямо сравнивать Россию с другими странами по вкладу в экономику, культуру, социальное устройство, или выделить объективные индикаторы: охват образованием, финансирование и так далее. Первый подход многое оставляет за скобками, поэтому мы выбрали второй и учитывали мировой контекст и связь образовательных показателей с показателями развития страны в целом».

Доклад выпущен в серии «Современная аналитика образования».

Исследуя дошкольное образование, ученые обратили внимание, что по охвату образованием детей старше четырех лет Россия в мировых лидерах. Доступность дошкольного образования для детей до 3-х лет в России существенно ниже, но, тем не менее, по ряду показателей (например, по сумме часов пребывания ребенка в детском саду) Россия опережает европейские страны. Вместе с тем, об однозначных успехах в качестве условий дошкольного образования можно говорить лишь по части критериев – таких, как безопасность детей, дисциплина, оснащение мебелью. Ученые обеспокоены, что лидерские позиции России могут быть утрачены из-за низкого финансирования этой сферы и переполненности детских садов.

Количественные показатели для школ выглядят благополучно но уровень внебюджетных расходов существенно отстает от показателей развитых стран. Сопоставляя рейтинги и материалы нескольких общепризнанных исследовательских систем (таких, как PIRLS, TIMSS, PISA), ученые сделали вывод, что российские школьники демонстрируют высокий уровень освоения знаний школьной программы, но плохо умеют их применять для решения практических задач.

«Наша систем образования отстает в области развития качеств, важных для меняющейся экономики», – сказано в докладе. Проблемным для российской школы является равенство, включая высокий уровень сегрегации – отличия между школами по социально-экономическому составу, которые не дают средней школе выполнить функции социального лифта.

В среднем профессиональном образовании Россия тратит на студента меньше средств, чем на школьника. Проблема – традиционно низкий уровень отдачи, но низка доля преждевременно покинувших образовательную систему. Положительную роль сыграла еще советская традиция «тащить» слабых студентов до последнего. Колледжи названы «сейфом для хранения» значительной части молодежи, которой в иных обстоятельствах было бы сложно завершить образование. Правда, это несет в себе риск снижения образовательных результатов выпускников. В докладе отмечено, что участие России в движении WorldSkills дает новые ориентиры для анализа конкурентоспособности.

В высшем образовании Россия имеет высокие показатели трудоустройства выпускников бакалавриата, но низкую научную результативность. В этой сфере много различных рейтингов, но они не учитывают ряд качественных показателей. И, как считают авторы доклада, нужно в короткий срок выделить наиболее важные аспекты, чтобы понять, как высшая школа может максимально точно ответить на ключевые глобальные вызовы для страны.

Сфера же непрерывного образования взрослых давно исследуется Институтом образования ВШЭ и имеет свои «болевые точки»: слабый охват, проблемы с участием компаний РФ в обучении своих сотрудников, взрослые системно учатся лишь в некоторых сферах, включая добычу полезных ископаемых, транспорт и связь. Эта сфера серьезно отстает от стран-конкурентов.

«Прежде чем догонять развитые страны, надо понять, в каком направлении и как развиваться», – считают авторы доклада. – «Такие масштабные задачи должны решаться не вслепую. Это исследование – один из шагов в направлении системного определения картины реальной конкурентоспособности на всех образовательных уровнях в России».

 

Источник – портал Института образования ВШЭ