Новости сайта

Замминистра науки и высшего образования Денис Солодовников о планах предстоящей цифровой трансформации

 
Изображение пользователя Александр Максимов
Замминистра науки и высшего образования Денис Солодовников о планах предстоящей цифровой трансформации
от Александр Максимов - Пятница, 1 Март 2019, 12:06
 

Солодовников 

Заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников дал интервью TAdviser о планах предстоящей цифровой трансформации.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, образованному в 2018, стоит задача трансформирования своей отрасли, основываясь на создаваемые в рамках нацпроекта цифровых платформ. Заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в своем интервью о контурах этих платформ и подходах к их созданию в интервью главному редактору крупнейшего в России независимого аналитического ресурса TAdviser А. Левашову.

С самим интервью можно познакомиться здесь. Отметим, однако, основные мысли, высказанные замминистра.

1. Должно быть создано несколько цифровых платформ: Цифровая платформа непрерывного образования, Цифровая платформа управления научно-технического взаимодействия, Цифровая платформа управления сервисами научной инфраструктуры коллективного пользования.

2. Цифровая платформа – это комплекс систем обмена большими данными. В цифровом смысле будет обеспечиваться взаимодействие по всей цепочке – от школы до науки.

3. Задача среднего образования состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязь между школой и вузом – довести ученика до окончания школы и затем через ЕГЭ обеспечить его поступление в университет.

4. У ученика сформируется цифровой профиль, включающий все успехи ученика, позволяющий понять его склонности стремления. Цифровой профиль поможет снизить злоупотребления, которые могут быть допущены, к примеру, на ЕГЭ. Кроме того, цифровой профиль позволит психологам помочь ученику более осознанно выбрать профессию. Вопрос хранения персональных данных помогут решить современные средства защиты информации. А когда ученик попадает в вуз важно продолжить цифровой профиль. Минобрнауки считает, что цифровой профиль должен содержать и научную работу, которую ведет студент как в вузах, так и в научных организациях.

5. Есть много вопросов о том, должна ли, платформа Минпросвещения и Минобрнауки быть общей, так как проектирование архитектуры еще не началось. Но цифровой профиль должен находиться в рамках Единой цифровой платформы, а к результатам этих исследований и научных работ должны иметь доступ все: учёные, бизнес, госкорпорации, военные.

6. Первая цифровая платформа – это непрерывное образование и цифровой профиль, а вторая – это учет научной деятельности. Правительство должно уйти от дублирования исследований. 40% НИР не получили результата. Поэтому РАН занимается экспертизой всех НИР по всем направлениям. Решается вопрос их финансирования.

7. Платформы могут стать базой на основе технологий Big Data для поиска научных соратников и их результаты.

8. Продумываются меры по защите от утечки данных с платформ за пределы государства, по защите от утечки мозгов.

9. Задачей платформ также будет состоять в том, чтобы связать существующие сервисы, в том числе, негосударственные, например, библиотечные. Задача – сделать шину обмена данными, витрину и интерфейсы так, чтобы это было удобно для всех. Но в системы информатизации отдельных вузов платформы вмешиваться не будут.

10. Будут разработаны суперсервисы, например, по поступлению в вуз, подаче документов в электронном виде.

11. Есть бюджет на ИКТ в районе 500 млн рублей на 2019 г. Еще средства находятся в государственных заданиях, грантах, субсидиях подведомственным учреждениям – вузам и НИИ. Но государственное задание или грант вуза на создание цифровых платформ – не вполне очевидно и прозрачно.

12. Центры компетенции должны быть выбраны не случайным образом, а осознанным, продуманным. Создается совет по информатизации с привлечением экспертов от науки и вузов (возможно, институты РАН, МФТИ, «Бауманка», ИТМО), и правительственных экспертных центров и центров компетенций.

13. Подведомственная организация ГНИИ ИТиТ «Информика» она ликвидирована, но часть людей из нее влились в другие подведомственные организации Министерства просвещения. Это – ресурс Минпроса. Это наследство не перешло в Минобрнауки и это к лучшему и развязывает руки. Готовые результаты, которые достались Минобрнауки от «Информики», будут использоваться, или доделываться, или списывать, как ненужные, как устаревшие.

14. Платформы от Минобрнауки по своей логике похожи на единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), а у Минобрнауки схожие задачи.

15. Минздрав создает ЕГИСЗ с помощью единственных исполнителей. Привлечение большой государственной корпорации может быть единственным разумным способом решить поставленную задачу. Ставка на коммерческую компанию – это не всегда надежный вариант. Конечно, например, «Яндекс» – гораздо более эффективная компания, но она пока не идет в наш сектор.

16. Выбор подрядчиков по созданию цифровых платформ должен произойти весной.

17. Перед вузами стоят задачи, начиная от импортозамещения, и заканчивая типологизацией процессов, внедрения электронного документооборота. Не стоит применять жесткие меры нормативного регулирования по цифровому развитию вузов. Вузы, которые сильно продвинулись в вопросах цифровизации – Высшая школа экономики, МГУ, университеты в Санкт-Петербурге, Новосибирске. Минобрнауки будет пользоваться их опытом и унифицировать интересные решения. Будет создаваться площадка для распространения и совместного использования лучших практик.

18. Правила в импортозамещении ПО для органов власти будет распространяться для вузов. Минобрнауки считает, что если министерство финансирует бюджетные учреждения, то оно не должно оплачивать иностранное программное обеспечение, если есть аналоги в реестре отечественного ПО.

19. В плане технического переоснащения вузов со стороны Минобрнауки, то тут вопрос отсутствия бюджетной обеспеченности. Будет проект по переоснащению Академии наук. Возможен такой проект и с вузами.

20. «Разбрасывать деньги с вертолета» министерство точно не станем. Оно будем действовать слажено с Минцифрой. Не нужно забывать, что вузы кроме бюджетных денег, получают большое количество средств от приносящей доход деятельности.

 

Источник – TAdviser