Новости сайта

Национальный проект «Образование» о цифровизации образовательной сферы: анализ основных положений проекта

 
Изображение пользователя Александр Максимов
Национальный проект «Образование» о цифровизации образовательной сферы: анализ основных положений проекта
от Александр Максимов - Понедельник, 11 Март 2019, 21:03
 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 

11 февраля 2019 года на сайте Правительства России опубликован паспорт национального проекта «Образование». Ключевыми целями этого проекта, как сказано в его паспорте, являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

 

Паспорт национального проекта «Образование» утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.

цели

Паспорт проекта разработан Минпросвещения РФ по Указу Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Нацпроект включает десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

Отдельные мероприятия, связанные с онлайн, электронным обучением и цифровыми технологиями в образовании присутствуют в практически каждом из проектов. Но наиболее важными для тематики открытого образования являются проекты «4. Цифровая образовательная среда» и «6. Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

На сайте также опубликованы информационные материалы о национальном проекте «Образование», представляющие собой доступную инфографику. Согласно этим материалам, администратором нацпроекта назначена замминистра просвещения РФ М.Н. Ракова, руководить проектом будет сама министр просвещения О.Ю. Васильева, а курировать от Правительства РФ будет зампредседателя Правительства Т.А. Голикова.

Штаб НПО

Проект предполагается реализовать в период с 2019 по 2024 годы. Суммарный бюджет нацпроекта составит 784,5 млрд. руб., в том числе, на проект «Цифровая образовательная среда» предполагается потратить 79,8 млрд. руб. При этом, 723,3 млрд. руб. будет взято из федерального бюджета, 45,7 млрд. руб. потратят субъекты РФ, а 15,4 млрд. руб. будет взято из внебюджетных источников.

бюджет

источники

1. Проект «Цифровая образовательная среда (ЦОС)» направлен на создание к 2024 г. современной и безопасной ЦОС, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. На реализацию проекта направляется 80 млрд. руб. (в том числе, по годам: 2019 – 3.5, 2020 и 2021 – 17 млрд. руб., 2022 – 14 млрд. руб. и 2024 – 15 млрд. руб.). При этом, федеральный бюджет составит 77,5 млрд. руб. (в том числе, по годам: 2019 – 3.2, 2020 и 2021 – 16 млрд. руб., 2022 и 2023 – 14 млрд. руб. и 2024 – 14 млрд. руб.), из бюджетов субъектов РФ направят 1,5 млрд. руб., а 1 млрд. руб. будет взято из внебюджетных источников.

Напомним, что в РФ выполняется приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС в РФ, 2013–2020 гг.), который был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года. Реализация проекта СЦОС в РФ предусматривала ряд ключевых направлений, в том числе, принятие нормативно-правовых актов, в частности, фиксирующих статус онлайн-курсов; создание ресурса «одного окна» для единой аутентификации пользователей и обеспечения им доступа к онлайн-курсам; создание 3,5 тыс. МООК для среднего, высшего и дополнительного образования; формирование системы оценки качества онлайн-курсов; создание региональных центров компетенций в этой области, а также подготовка и обучение не менее 10 тыс. преподавателей и экспертов по онлайн-обучению.

Основная особенность ЦОС и его отличием от СЦОС в РФ является ведущая роль общего образования. Минпросу принадлежит руководящая роль по нацпроекту в целом. Будет разработана методология внедрения в школьные программы современных цифровых технологий. Будет проведен эксперимент для 5 тыс. детей в 10 субъектах, а далее – до 500 тыс.детей в 75 субъектах).

дети и НПО

Школы обеспечат высокоскоростным интернетом (от 100 Мб/с в городах до 50 Мб/с вне городов). Подключение начнется уже в 2019 (65%) и предусматривает подключение всех (100%) школ в 2014 г.
Планируется создание центров ЦОТ (цифрового образования детей). В 2020 г. их будет создано 70, а к 2024 г. – 340 ЦОТ и с охватом 136 тыс. детей.

модернизация

Предполагается также повышение квалификации работников с целью повышения их компетенций в области современных технологий, на что в проекте выделяется 22 млрд. руб. (2, 5, 5,5,5).

Будет разработана целевая модель цифровой образовательной среды, включающей требования к цифровым платформам, сервисам информационным системам, регламентам информационного взаимодействия, форматам обмена данными, обеспечивающим информационное взаимодействие и сквозную аутентификацию не только на цифровой системе, но и в информационных системах всех уровней образования.

Уже в марте 2019 г. будет создан Центр цифровой трансформации образования при Минпросе. А к августу 2019 г. будет утверждена целевая модель ЦОС, которая далее будет внедряться в субъектах РФ. Причем в 2019 г. их будет создано 10, в 2020 – 20, в 2021 – 35, в 2022 –50,в 2023 – 65, а в 2024 – во всех регионах).

ЦОТ

В субъектах предполагается создание «профилей цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и менеджеров образования. Можно будет конструировать и реализовать учебные планы (программы), в том числе, с возможностью зачета результатов обучения на онлайн-курсах. Проводить процедуры оценки качества образования. Будет проведена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности в электронный вид и ее автоматическое форматирование. К 31.12.2024 для команд всех субъектов РФ будет разработана программа профпереподготовки по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС).

Основа проекта – создание Федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, наполнение платформы образовательным контентом и типовыми информационными решениями. Конечная дата создания - 31.12.2024. Будет обеспечена интеграция актуальных региональных информационных ресурсов с Федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС. Будет утвержден пакет единых технологических требований для обмена и сквозной аутентификации на Федеральной информационно-сервисной платформе и в информационные системы всех уровней (01.03.2020). Последовательное обновление наполнения и функциональных возможностей официальных сайтов школ и учреждений дополнительного образования (и всех типов образовательных организаций) (20%, 40, 60, все к 2022) – это тоже связано с Федеральной информационно-сервисной платформой ЦОС.

Очевидно, частью ее будет электронная платформа-навигатор по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и сервисам трудоустройства. А также обеспечение свободного (бесплатного) доступа к ресурсам Открытого окна для всех обучающихся на программах высшего и дополнительного профессионального образования (31.12.19). И интеграционная платформа непрерывного образования (ИПНО, профессиональное обучение и доп. образование) для навигации при выборе образовательных программ и образовательных организаций.

школ

Благодаря проекту ЦОС к 2024 г. в школах РФ будет создано 230 тыс. новых ученических мест. 340 тыс. учащихся будут охвачены создаваемой сетью центров цифрового образования.


2. Проект «Молодые профессионалы» направлен на повышение конкурентоспособности профессионального образования. В него входит подпроект «Глобальная конкурентоспособность высшего образования».

Проектом предусмотрено установление иерархии университетов по четырем уровням:

1. Ведущие, которые обеспечивают глобальную конкурентоспособность (30 университетов в 10 субъектах РФ. Для них установлено 9 показателей, в том числе, создание 10 онлайн-курсов и размещение их на мировых платформах.

2. Научно-исследовательские университеты (НИУ) – категория, которая потребует регулярного подтверждения, участие в ротации и прохождение дополнительного конкурсного отбора.

3. Университеты, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы (80 вузов из 40 субъектов Федерации), для которых будет дополнительная финансовая поддержка, но потребуется выполнение семи показателей.

4. Прочие, получающие финансирование на подготовку кадров по госзаданию.

К 2024 г. 10 российских вузов войдут в ТОП-500 глобальных мировых рейтингов. При этом, в каждом федеральном округе должно быть не менее одного из них, а всего – 30. Эти вузы получат для этого господдержку на основании конкурсов.

Дополнительно 80 вузов из 40 субъектов РФ к концу 2019 года войдут в число обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей. Им будет предоставлена господдержка.

Что касается внедрения онлайн-образования, то к 2024 году 20% студентов будут осваивать отдельные курсы (в том числе, онлайн-курсы) или модули с использованием ресурсов других организаций.

Уделено в проекте внимание и программам непрерывного образования. К концу 2019 г. обучение по программам дополнительного и профессионального обучения пройдут 1,9 млн. человек, а в 2024 году – 3,0 млн. человек.

Возможность хранения индивидуальных портфолио студентов на платформе СЦОС будет реализована к концу 2019 года.

Доступ к онлайн-курсам через ресурс Открытого окна будет реализована в конце 2020 года, хотя в приоритетном проекте СЦОС в РФ это мероприятие имеет срок на конец 2019 года.

К 2024 г. 15% научно-педагогических работников вузов, вошедших в ТОП-500 международных рейтингов реализуют основные образовательные программы в других организациях через онлайн-курсы.

Ежегодно 30 научно-педагогических работников ведущих вузов получают гранты, в том числе, для создания онлайн-курсов (вне Москвы и Петербурга).

Основное:

• для всех вузов: 20% от всех студентов осваивает дисциплины через онлайн-курсы других вузов, обеспечены индивидуальным портфолио и имеют бесплатный (для них) доступ к онлайн-курсам на ресурсе одного окна
• для базовых вузов: то же самое, но, если входят в топ-500, 15% их научно-педагогических работников реализуют ООП в других образовательных организациях через онлайн-курсы
• ведущие вузы: то же самое, плюс размещают 10 онлайн-курсов на международных платформах и принимают участие в конкурсе НПР

Всего за 6 лет на эти мероприятия будет затрачено 156 млрд. рублей. Но из паспорта проекта не ясно, сколько средств будет направлено на вузы, а сколько на ссузы.

3. Проект «Современная школа» посвящен онлайн-урокам и обучению детей с ограниченными возможностями. К концу 2019 года 34% детей с ограниченными возможностями, а к 2024 году уже 70% будут обучаться по дополнительным образовательным программам, в том числе, с использованием дистанционных технологий.

4. Проект «Учитель будущего» предполагает, что в 2024 г. не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования, в том числе, на основе использования современных цифровых технологий.

5. Проект «Экспорт образования» предполагает создание не менее 10 специальных сайтов для привлечения на обучение иностранных граждан (к концу 2021 г.), а число иностранных студентов, которые обучаются в вузах РФ к 2024 году увеличится вдвое. К концу 2024 г. не менее 5 образовательных программ пройдет международную аккредитацию и будет реализовываться в 60 университетах.

6. Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Новые возможности для каждого:

• гранты для вузов по программам непрерывного обучения (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) новым технологическим навыкам (31.12.2019)

• 15 тыс. (2019 г.) и 15 тыс. (2020 г.) научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей будут проходить подготовку к реализации современных программ непрерывного образования (повышение квалификации)

• не менее 20% научно-педагогических работников будут включены в реализацию программ непрерывного образования

• будет создана интеграционная платформа непрерывного образования (профессиональное обучение и дополнительное образование), обеспечивающая навигацию и поддержку при выборе гражданами образовательной программы и образовательной организации

• обучение пройдут в 2019 г. 1.9 млн. человек, а в 2024 г. – 3 млн.

Всего на это направлено 7.5 млрд. руб. (по 2019–2024 годам: 880, 880, 1350,1350, 1350, 1690).

7. В ходе проекта будет разработана и внедрена система мониторинга трудоустройства вузовских выпускников, которая будет учитывать удовлетворенность работодателей качеством их подготовки, а также ее соответствие «региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики с учетом сектора самозанятости».

ИНФОГРАФИКА

ЦОС

Субъектов, внедривших целевую модель ЦОС

Процент ОО, реализующих основные образовательные программы (ООП) и дополнительные образовательные программы (ДОП), обновивших официальные сайты

Процент ОО, подключенных со скоростью 100 Мб/с (город) и 50 Мб/с (ПГТ и село)

Центров цифрового образования детей "IT-куб"

Охвачено детей в центрах "IT-куб", тыс. чел.

Процент школ, где внедрены в образовательный процесс (ОП) современные цифровые технологии (до декабря 2020 - эксперимент)

охвачено детей, тыс. чел.