Краткий анализ результатов конкурса по СЦОС 2017

Лот 1.1

Уральский федеральный университет

Название: «Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн курсов»

Победитель: УрФУ им. Б.Н. Ельцина

Срок реализации : 2017-2018 гг.

Бюджет: 90 млн. руб., из них 80 млн. в 2017 г.

Продукты и сроки их производства:

  1. Методика оформления паспортов онлайн-курсов (ОК), к 10.10.2017 г.
  2. Регламент предоставления ОК на ресурс одного окна (РОК), к 10.10.2017 г.
  3. Методика построения рейтинга ОК, к 15.11.2017 г.
  4. Методика и регламент сопоставления компетенций и результатов обучения с целью рейтингования схожих ОК, к 15.11.2017 г.
  5. Регламенты и критерии оценки качества ОК пользователями, образовательными организациями, ФУМО, работодателями, независимыми организациями и экспертами, к 01.11.2017
  6. Регламенты и критерии допуска независимых организаций и экспертов к аккредитации ОК, к  01.11.2017
  7. Регламенты допуска сервисов онлайн-прокторинга, к 01.112017
  8. Требования к компетенциям сотрудников, участвующих в создании и реализации ОК, к 10.10.2017
  9. Аналогичные компоненты для СПО к 01.04.2018

Апробация продуктов и минимальные количественные требования:

  • ОК, прошедшие оценку качества, всего 400 (200+200)
  • Гарантированный зачет результатов освоения онлайн-курсов обеспечиваются 80-ю образовательными организациями (50+30) с публикацией этой информации на РОК (ресурсе одного окна)
  • Онлайн-платформы с внедренной  системой качества не менее 3-х
  • Специальности/направления, по которым разработаны паспорта ОК: 20 (бакалавриат) +10 (специалитет)+20 (магистратура)+10 (аспирантура) +50 (СПО) 
  • Количество организаций, чьи ОК прошли оценку качества, не менее 10.

 

Лот 1.2

НИУ ВШЭ

Название: «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов»

Победитель: НИУ ВШЭ

Срок реализации : 2017–2018 гг.

Бюджет: 30 млн. руб., из них 25 млн. в 2017 г.

Ожидаемые результаты:

  • Методика и инструментарий психометрической аналитики онлайн-курсов (должно быть выполнено до 01.10.2017 года), предусматривающих обработку обезличенных данных о психометрических особенностях освоения обучающимися онлайн-курсов и психометрический анализ контента и оценочных средств онлайн-курса по критериям доступности, трудности освоения, вовлеченности обучающихся в процесс освоения
  • Типовые подходы к повышению эффективности освоения онлайн-курсов путем их модернизации на основе результатов психометрической аналитики (должно быть выполнено до 01.12.2017 года).
  • Автоматизированный сервис обработки и представления данных психометрической аналитики (должно быть выполнено до 01.09.2018 года).

Параметры внедрения методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов:

  1. Количество онлайн-курсов, доступных на ресурсе, обеспечивающем использование онлайн-курсов по принципу «одного окна», проанализированных с использованием разработанных методики и инструментария – не менее 220, в том числе в 2017 году – не менее 20.
  2. Количество онлайн-платформ, внедривших автоматизированный сервис обработки и представления данных психометрической аналитики – не менее 3.
  3. Количество образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, принявших участие в апробации методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов в 2017 году – не менее 3.
  4. Количество онлайн-курсов, эффективность освоения которых возросла в результате их модернизации, проведенной с учетом данных психометрической аналитики – не менее 200.

 

Лот 2.1

ЛИТМО

Название: «Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио»

Победитель: Университет ИТМО.

Срок реализации : 2017–2018 гг.

Бюджет: 175 млн. руб., из них 130 млн. в 2017 г.

Результатом должно быть создание  комплекса информационных сервисов, обеспечивающих при реализации виртуальной академической мобильности доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам и услугам, связанным с их использованием, при реализации основных образовательных программ профессионального образования:

  • реестр онлайн-курсов и их версий с присвоением уникальных идентификаторов цифровых объектов, функционирующий в соответствии с регламентом представления онлайн-курсов на ресурсе «одного окна  до 01.11.2017)
  • информационные стандарты и программные интерфейсы для подключения подсистем проведения оценки качества онлайн-курсов с учетом концепции и модели системы оценки качества онлайн-курсов (до 15.11.2017)
  • подсистема сбора и хранения информации о возможности зачета результатов освоения онлайн-курсов или включения онлайн-курсов в учебный план при освоении основных профессиональных образовательных программ (до 01.11.2017)
  • программный компонент для интеграции в платформы онлайн-обучения для сбора достоверной информации об ознакомлении пользователей с онлайн-курсами и оценке онлайн-курсов обучающимися (до 01.11.2017)
  • подсистема хранения оценок и рецензий на онлайн-курсы (до 01.11.2017)
  • подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, обеспечивающих формирование схожих компетенций и результатов обучения (до 01.12.2017)
  • подсистема обеспечения доступа и предварительной обработки обезличенных данных о процессе освоения обучающимися онлайн-курсов на разных платформах онлайн-обучения (до 01.02.2018)
  • регламенты и программные интерфейсы для осуществления автоматизированного обмена информацией с информационными системами образовательных организаций, платформами онлайн-обучения и иными информационными системами в части передачи информации о доступных для освоения онлайн-курсах (до 01.12.2017)
  • интеграционные решения для обеспечения единой аутентификации пользователей на ресурсе, обеспечивающем доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна», на платформах онлайн-обучения, в информационных системах образовательных организаций, в том числе с использованием учетных записей пользователей в ГИС «Единая система идентификации и авторизации» (до 01.11.2017)
  • программные решения и информационные стандарты, обеспечивающие хранение и передачу данных о персональных достижениях (результатах обучения) обучающегося при освоении онлайн-курсов, включая электронный сертификат об освоении онлайн-курса и информацию о результатах текущей аттестации в рамках онлайн-курса, между платформами онлайн-обучения, информационными системами образовательных организаций и ГИС «Контингент» (до 01.03.2018)

Апробация должна быть проведена в соответствии со следующими параметрами:

  1. Количество платформ онлайн-обучения, осуществляющих передачу информации об онлайн-курсах для размещения на ресурсе «одного окна» – не менее 5.
  2. Количество образовательных организаций, информационные системы которых обеспечивают автоматизированный обмен информацией с ресурсом «одного окна» об обучающихся и их результатах обучения, а также обеспечивают единую аутентификацию пользователей – не менее 30, в том числе: высшего образования – не менее 50, среднего профессионального образования – не менее 20.
  3. Количество обучающихся, достоверные результаты освоения онлайн-курсов которыми фиксируются и передаются через программные интерфейсы ресурса «одного окна» – не менее 5000.
  4. Общее количество подтвержденных пользовательских оценок качества онлайн-курсов, зафиксированных на ресурсе «одного окна» в 2018 г. – не менее 1 000 000.

 

Лот 3.1

МФТИ

Название: «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов»

Победитель: МФТИ.

Срок реализации : 2017–2018 гг.

Бюджет: 15 млн. руб., из них 10 млн. в 2017 г.

Результатом должен быть разработанный комплекс онлайн-курсов, который соответствует следующим требованиям:

  • освоение онлайн-курсов должно обеспечивать формирование различных наборов компетенций для разных видов деятельности преподавателей и специалистов в области создания онлайн-курсов, в том числе методическим и техническим проектированием онлайн-курса, педагогическим дизайном, организацией процесса разработки онлайн-курса и видеопроизводства, выбором и созданием различных форм цифрового контента
  • онлайн-курсы должны быть открытыми, т.е. предполагать возможность бесплатного ознакомления с ними неограниченного количества пользователей
  • онлайн-курсы должны предполагать вариант освоения с получением сертификата, подтверждающего результаты обучения (в рамках реализации проекта должна быть обеспечена возможность получения сертификатов, подтверждающих результаты обучения, на безвозмездной основе)
  • трудоемкость освоения каждого онлайн-курса должна быть не менее 1 зачетной единицы (36 ч.)
  • в онлайн-курсах должны быть предусмотрены интерактивные задания проектного типа, выполняемые с применением симуляторов процессов, связанных с созданием и использованием онлайн-курсов
  • разрабатываемые симуляторы должны основываться на нелинейных сценариях и обеспечивать формирование компетенций в области разработки онлайн-курсов - не менее 5 разработанных онлайн-курсов должны быть доступны для использования на информационном ресурсе, обеспечивающем доступ по принципу «одного окна», начиная с 01.12.2017 г.

Апробация разработанных онлайн-курсов должна быть проведена в том числе в соответствии со следующими параметрами:

  1. Количество разработанных онлайн-курсов – не менее 5.
  2. Количество разработанных онлайн-курсов, в которых для формирования и оценки результатов обучения применяются симуляторы – не менее 3.
  3. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов – не менее 650,  в том числе, в 2017 году – не менее 150.
  4. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов и получивших сертификаты, подтверждающие результаты обучения, на безвозмездной основе – не менее 500

 

Лот 3.2

РАНХиГС

Название: «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов»

Победитель: РАНХиГС.

Срок реализации: 2017–2018 гг.

Бюджет: 15 млн. руб., из них 10 млн. в 2017 г.

Результат: комплекс онлайн-курсов, соответствующий следующим требованиям:

  • освоение онлайн-курсов должно обеспечивать формирование различных наборов компетенций для разных видов деятельности преподавателей и специалистов в области экспертизы онлайн-курсов, в том числе методологией проведения оценки онлайн-курсов, анализа эффективности онлайн-курсов, использования при оценке и анализе данных учебной аналитики
  • онлайн-курсы должны быть открытыми, т.е. предполагать возможность бесплатного ознакомления с ними неограниченного количества пользователей
  • онлайн-курсы должны предполагать вариант освоения с получением сертификата, подтверждающего результаты обучения (в рамках реализации проекта должна быть обеспечена возможность получения сертификатов, подтверждающих результаты обучения, на безвозмездной основе)
  • трудоемкость освоения каждого онлайн-курса должна быть не менее 1 зачетной единицы (36 ч.)
  • в онлайн-курсах должны быть предусмотрены интерактивные задания проектного типа, выполняемые с применением симуляторов процессов, связанных с созданием и использованием онлайн-курсов
  • разрабатываемые симуляторы должны основываться на нелинейных сценариях и обеспечивать формирование компетенций в области разработки онлайн-курсов
  • не менее 5 разработанных онлайн-курсов должны быть доступны для использования на информационном ресурсе, обеспечивающем доступ по принципу «одного окна», начиная с 01.12.2017 г.

Апробация разработанных онлайн-курсов должна быть проведена в том числе в соответствии со следующими параметрами:

  1. Количество разработанных онлайн-курсов – не менее 5.
  2. Количество разработанных онлайн-курсов, в которых для формирования и оценки результатов обучения применяются симуляторы – не менее 3.
  3. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов – не менее 650, в том числе, в 2017 г. – не менее 150.
  4. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов и получивших сертификаты, подтверждающие результаты обучения, на безвозмездной основе – не менее 500.

 

Лот 3.3

УрФУ

Название: «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов»

Победитель: УрФУ им. Б.Н. Ельцина.

Срок реализации: 2017–2018 гг.

Бюджет: 15 млн. руб., из них 10 млн. в 2017 г.

Результат – комплекс онлайн-курсов, соответствующий следующим требованиям:

  • освоение онлайн-курсов должно обеспечивать формирование различных наборов компетенций для разных видов деятельности преподавателей и специалистов в области использования онлайн-курсов, в том числе организационными и финансовыми вопросами зачета результатов освоения онлайн-курсов при их включении в основные образовательные программы, формирования компетенций обучающихся, необходимых для успешного освоения онлайн-курсов, организации сопровождения освоения обучающимися онлайн-курсов в рамках основных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования
  • онлайн-курсы должны быть открытыми, т.е. предполагать возможность бесплатного ознакомления с ними неограниченного количества пользователей
  • онлайн-курсы должны предполагать вариант освоения с получением сертификата, подтверждающего результаты обучения (в рамках реализации проекта должна быть обеспечена возможность получения сертификатов, подтверждающих результаты обучения, на безвозмездной основе)
  • трудоемкость освоения каждого онлайн-курса должна быть не менее 1 зачетной единицы (36 ч.)
  • в онлайн-курсах должны быть предусмотрены интерактивные задания проектного типа, выполняемые с применением симуляторов процессов, связанных с созданием и использованием онлайн-курсов
  • разрабатываемые симуляторы должны основываться на нелинейных сценариях и обеспечивать формирование компетенций в области разработки онлайн-курсов – не менее 5 разработанных онлайн-курсов должны быть доступны для использования на информационном ресурсе, обеспечивающем доступ по принципу «одного окна», начиная с 01.12.2017

Апробация разработанных онлайн-курсов должна быть проведена в том числе в соответствии со следующими параметрами:

  1. Количество разработанных онлайн-курсов – не менее 5.
  2. Количество разработанных онлайн-курсов, в которых для формирования и оценки результатов обучения применяются симуляторы – не менее 3.
  3. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов – не менее 650, в том числе, в 2017 г. – не менее 150.
  4. Число обучившихся по программам повышения квалификации с использованием разработанных онлайн-курсов и получивших сертификаты, подтверждающие результаты обучения, на безвозмездной основе – не менее 500.

 

Лот 3.4

Лот 3.4

Название: «Создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения»

10 победителей: ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ им. М.В. Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. И. Канта, ТюмГУ, СПбПУ.

Срок реализации: 2017–2019 гг.

Бюджет гранта на одного победителя: 22 млн. руб., из них 10 млн. в 2017 г. и 7 млн. в 2018 г.

Программа создания и развития регионального центра компетенций должна содержатьстратегические ориентиры развития онлайн-обучения в субъекте Российской Федерации 2017-2025 гг., а также включать мероприятия:

  • по организации обучения сотрудников образовательных организаций (ОО)ВО и СПО по вопросам создания и использования онлайн-курсов, не менее 600(100+200+300), не менее 10 образовательных организаций, не менее 3 субъектов РФ привлечено;
  • консультированию сотрудников ОО по вопросам создания условий для реализации виртуальной академической мобильности
  • информационному сопровождению обучающихся, профессионально-общественному обсуждению возможностей онлайн-обучения и тиражированию лучших практик
  • мониторингу развития онлайн-обучения в ОО субъекта РФ: кол-во онлайн-курсов, перезачитываемых в ОО региона не менее 50; 
  • материально-техническому обеспечению создания онлайн-курсов ОО субъекта РФ;
  • создание онлайн-курсов с участием сотрудников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, не менее 10.

 

Всего РЦК должен обеспечить в 2017 году – не менее 1 000 человек, в 2018 году – не менее 5 000 человек, в 2019 году – не менее 10 000 человек, прошедших обучение на онлайн-курсах, доступных для освоения на РОК с подтверждением результатов обучения.

В этом конкурсе приняло участие 80 конвертов с заявками, 77 заявок были оценены. Одна из заявок поступила из Омской области. Омский государственный технический университет, привлекший в качестве будущих соисполнителей ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ОмГПУ и Ассоциацию ОмРЭУ направил заявку, которая заняла 14 место, неплохое (если учесть, что мы были оценены выше Южно-уральского ГУ (НИУ), Казанского НИТУ, НГУ и других), но все равно невыигрышное.

Омские вузы и колледжи намерены продолжать работы по развитию в регионе онлайн-обучения, сотрудничать с победителями иных лотов. ОмГТУ и его партнеры намерены выложить в открытом доступе основные положения Программы создания и развития РЦК в Омской области и широко обсудить ее достоинства и недостатки с тем, чтобы часть заложенных в Программе задач постараться решить с привлечением внутренних ресурсов и за счет сотрудничества с победителями этого и иных лотов и лучше подготовиться к задачам и конкурсам приоритетного проекта 2018 года.

 

Лот 4.1

MISiS

Название: «Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного проекта»

Победитель: НИТУ МИСиС (Московский технологический университет стали и сплавов) 

Срок реализации: 2017-2019 гг.

Бюджет: 135 млн. руб. (35+50+50).

Мероприятия проекта и минимальные требования к ним:

  1. Международные конференции (ежегодно), с участием 3000 чел. В 2017, 4000 в 2018 г., 5000 в 2019 г.
  2. Мероприятия по обмену опытом в области онлайн-обучения, ежеквартально, всего не менее 15
  3. Создание информационного контентаовозможностях и преимуществах онлайн-обучения, в том числе в формате видео, его распространение
  4. Продвижение «ресурса одного окна» (РОК) и интегрированных с ним платформонлайн-обучения
  5. Проведениефокус-группы, полевых социально-психологических исследований и т.п. для повышения эффективности информационной кампании
  6. Мероприятия, направленных на информирование обучающихся и формирование у них компетенций в области освоения онлайн-курсов
  7. Мероприятия, направленные на информирование работодателей и использование онлайн-курсов как инструментаподготовки и отбора кадров
  8. Исследования по восприятию онлайн-обученияразличнымицелевыми группами, 2 раза в год
  9. Конкурсы среди разработчиков онлайн-курсов и платформонлайн-обучения, ежегодно
  10. Создание информационного портала о проекте СЦОС и его регулярное наполнениеактуальными материалами о ходе и результатах реализации мероприятий
  11. Проведение пресс-конференций не реже 4 раз вгод

Охват информационными мероприятиями: не менее 2 000 000 чел., не менее 100 образовательных организаций.

Победитель также должен подтвердить, что число студентов ВО и СПО, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения –в 2017 году – 90 000 человек, в 2018 г. – 920 000 человек, в 2019 г. – 1 550 000 человек. Обращаем внимание, что число студентов, которые должны пройти онлайн-курсы с перезачетом в ООП по 10 региональным центрам компетенций (лот 3.4) должно составить не менее 160 тыс. чел. (10 тыс.+50+100). Таким образом неформальных обучающихся, за которых отвечает победитель этого лота, должно быть на порядок больше.

 

Последнее изменение: Четверг, 7 Сентябрь 2017, 16:19